четверг, 24 августа 2017 г.

Велопоход: вдоль линиии Маннергейма

Велопоход: вдоль линии Маннергейма

2014 год.



Линия Маннергейма - это комплекс военных укреплений: дотов, окопов, блиндажей, огневых точек, противотанковых рвов, минных полей, а также разбросанных осколков, пуль, братских могил и ржавой колючей проволоки. Эта оборонительная система сыграла весомую роль в советско-финской войне в 1939-1940 годах, когда финны сумели некоторое время оказывать сопротивление меньшими силами своему превосходящему противнику. В общем, это место, куда обязательно надо сунуть любопытный нос, не смотря на непроходимые лесные чащи и действующие военные объекты.
Несмотря на наименование, к созданию системы имел отношение не только барон Маннергейм. Хитрые финны начали строительство линии сразу после объявления независимости Финляндии в 1918 году, при активном участии  немцев и даже пленных русских: Первая Мировая Война тогда еще не окончилась. Строительство продолжалось вплоть до начала  войны с СССР.
Линия Маннергейма представляет собой систему из укрепрайонов различной протяженности. На карте обозначены сокращенные финские названия определенных районов:

Быстро собрав все, что попало в руки для похода,  днем забросил велосипед со снаряжением на Парнас. Конечно, стоило выехать пораньше, но вставать рано солнечным июльским утром было нестерпимо лень.  Распаковываю велосипед возле метро, собираю его в боевое состояние: все это занимает 20 минут.
От Парнаса выезжаю на оживленное Выборгского шоссе. Конечно, тут удобнее выехать через КАД, но велосипедисту двигаться по магистрали запрещено.
Справа  возникают грозные экспонаты "Музея восстания машин" в Парголово.

Тут можно остановиться и увидеть роботов, которые собираются восстать, и интересную автотехнику:



Проезжаю КАД: запретная трасса для велосипедистов:

В Сертолово сворачиваю к берегу Финского залива. По пути - несколько пригородных поселков. Заряжаюсь водой в магазине, возле которого общаюсь с котом-велосипедистом

Не смотря на уговоры, кот со мной дальше не поехал, сославшись на загруженный график.
К берегу залива выезжаю в Репино по Приморскому шоссе,  на котором вообще отсутствуют велосипедисты.  Ведь вдоль шоссе идет удобная велодорожка, иногда приближающаяся к самому берегу.

Эта велодорожка не является официальной, т.е. на самом деле это тротуар, но проложенный по классической схеме велодорожек: тут нет поребрика на съездах через автодороги, она огибает автобусные остановки и крупные препятствия. В некоторых местах велодорожка прерывается, но незначительно. Иногда можно встретить короткие пешеходные участки, выложенные плиткой:

С нее можно быстро выйти на чистый золотистый северный берег, протянувшийся на многие десятки километров.
В Репино:

В Зеленогорске:

Пакостить на берегу в этих местах запрещено:

Тут чистый воздух, отсутствуют крупные промышленные предприятия,  люди проходят мимо с отдыхающими лицами, на которых нет серой печати ритма мегаполиса. Вдоль шоссе у берега находится бесчисленное количество ресторанов, кафе, гостиниц, санаториев и парков. В общем, даже если не знать, что это Курортный район Санкт-Петербурга, можно  почувствовать  атмосферу настоящего курорта.
Часовня Косьмы и Дамиана на территории парка кардиологического санатория:

Церковь Казанской иконы Божией Матери 19-го века в Зеленогорске:

В Серово есть интересная достопримечательность, которую легко увидеть прямо с шоссе: местные называют ее "Горой Смерти". Это литориновый уступ: бывший берег древнего моря, которое существовало тут 5-10 тысяч лет назад, и по объему вдвое превышало Балтийское.

Вид сверху:

Литориновую террасу можно часто увидеть в разных окрестностях Петербурга. Например, Ораниенбаумский, Константиновский, Большой дворцы стоят на литориновой террасе, от чего имеют красивый возвышенный вид с берега.  Многие не подозревают, что эти возвышенности являются древним берегом Литоринового моря.
А "Горой Смерти" уступ называется в следствие большого количество оставшихся военных укреплений времен ВОВ.
Недалеко располагается  дача 19-го века:

Хотел перелезть через забор и сфотографировать поближе, но какой-то добрый человек обильно смазал его солидолом. Пришлось вытираться салфетками.
За Серово велодорожка кончается, обозначив свою длительность на одометре без малого 40 километров. Теперь путь лежит в сторону Приморска, ближе к которому берег становится каменистым:

Озерки. Церковь Николая Чудотворца в лучах солнца:

Церковь стоит на вершине той же литориновой террасы, с которой открывается великолепный вид на тихий поселок:

Поворачиваю вглубь Карельского перешейка. Ночное озеро Александровское:

Зловещий туман на речке, текущей из озера с звучным именем Красавица:

В лесу напротив находится укрепрайон Кархула. Но до него не добраться, тем более ночью.
Далее поворачиваю в сторону Гаврилово (дорога на Выборгское шоссе).
Слева начинается огромная территория военного полигона, где находится несколько финских укреплений, в том числе и "Долина Смерти" (Manasuo) района Суммаярви–Ляхде. Ее так назвали солдаты Красной Армии, которые весьма неосмотрительно попытались с ходу прорвать оборону линии, потеряв за 5 суток 1800 человек.
Проезжаю укрепрайон Сумма-Хотинен, через который прямо проходит шоссе. Плохие условия для фото, темнота, туман, так что ничего фотографировать не стал.
Дорога тут ужасная, с рытвинами и ямами, которые внезапно возникают из темноты. Ямы иногда такие глубокие, что ездить тут на скорости опасно для здоровья. Поэтому включаю новоприобретенный дешевый китайский фонарик. Как хорошо, что есть китайцы, готовые продать такое чудо на современном диоде за копейки!

Вижу поворот на Гаврилово, по которому постоянно носятся пыльные карьерные фуры, гремящие камнями и двигателями. Отъезжаю дальше по шоссе, нахожу относительно тихое место в лесу и заваливаюсь спать.
Утром еду на Гаврилово.  Возле поселка встречается могила командира танка Н.Н. Юшкевича:

Лес в этой местности совсем другой.  Он израненный, он стонущий, повсюду валяются огромные валуны и камни, будто выкорчеванные из-под земли, и нет ровного места от воронок, окопов и рытвин. Лес хранит память.

Пытаюсь ехать через военный полигон в "Долину Смерти". Памятник у дороги:

Но дальше меня встречают два солдата с повязками, и заворачивают обратно. Говорят, что на полигоне стреляют, взрывают, а поскольку велосипед - не танк, то делать мне там нечего. Пытался убедить, что велосипед ничем не хуже танка, но мне не поверили.
В Гаврилово на магазинах наклеено такое объявление:

Эх, так и захотелось подъехать поближе и посмотреть массовый взрыв!
Но туда, скорее всего,  пускают только по пригласительным билетам, так что лучше двину в Лейпясуо, где располагается одноименный укрепрайон.
Доты в Лейпясуо начинаются сразу у железнодорожной станции:

Мнения расходятся: является ли этот дот финским, или более поздним советским, времен ВОВ.
А вот дальше начинаются сооружения однозначно финские. Везде множество окопов и колючей проволоки.
Пытаюсь пробираться через лес и найти доты Le1 и Le2. Но поскольку они полностью взорваны, то нахожу только остатки:

Народ из Викимапии утверждает, что рядом еще есть заброшенная база партизан и разрушенный дот. Но я ничего не нашел, кроме нескольких воронок от снарядов.

Далее: интересный объект, плотина затопления "Игла" на реке Перонйоки (Перовке). Создана финнами для того, чтобы разлить реку и затопить подходы к дотам.


Перейдя через железную дорогу, и пройдя некоторое время по лесу, добираюсь до дота Le-6.

Дот полуразрушен, но общие очертания конструкции сохранились.

Между дотами Le-6 и Le-7 идет подземный переход:

Le-7:

Стены дота изрешечены пулями:

После Лейпясуо пытаюсь исследовать другие укрепрайоны.
Остановка на Подгорных озерах:

Еду в сторону укрепрайона  Суурниеми. По пути  - финский опорный пункт, представляющий сейчас ветвистую систему окопов:


Тут можно и такие железки найти:



От шоссе захожу в лес и тащусь вместе с велосипедом в Суурниеми.
Пытаюсь влиять психокинетическими свойствами крепкого русского слова на непроходимые ветки и болота. Болота не расступаются. Потерял очень много времени и сил, чтобы найти бункер FRS-0 на юге укрепрайона, который обозначил народ с Викимапии. Кружил кругами, исходил все, но совершенно ничего не нашел, кроме старых окопов.
В общем, потратил много времени, и быстро погнал пересекать Карельский перешеек дальше.  Не остановился даже на вполне доступных бункерах укрепрайона Муолаа: честно говоря, в спешке вообще забыл об их существовании.
Дорога через Стрельцово и Грибное – просто ужасная, видимо, ее не ремонтировали с времен советско-финской войны.
По пути:  остатки деревни Kangaspelto 16-го века:



Тут есть заброшенное кладбище и фундамент церкви:





По этой дороге невозможно ехать! У заброшенного хутора Sudenoja заворачиваю на север.  Тут проложено хоть и не широкое, но ровное шоссе.
Иногда встречаются ряды противотанковых лбов, уходящих далеко в лес по обе стороны шоссе:



Разбросанная в разных местах колючая проволока:



Братские могилы солдат, погибших в советско-финскую войну:



В первый раз, увидев это строение возле шоссе, подумал сразу: ух ты, финский бункер! Но оказалось, что это не бункер, а шахта высоковольтного подземного кабеля:



К вечеру доезжаю до гряды Вярямянселькя. Это заповедная система из котловин и озер, конечная гряда тектонического уступа, разделяющего Привуоксинскую депрессию и Котовское плато. Но от шоссе до озер надо было спускаться в глубокую котловину, пришлось бы затратить много времени, а ехать еще долго.
Через Борисово еду на Приозерское шоссе.
На мосту через озеро Волынское:



Приозерское шоссе ночью в пятницу представляет собой сущий кошмар. Постоянно мчащийся поток встречных машин, которые спешат на дачи и загородный отдых подальше от душного мегаполиса, а сзади  настойчиво пытаются задавить фуры и груженые щебнем самосвалы. Все бы хорошо, только вот шоссе очень узкое, где и две легковушки с трудом разворачиваются: приходится иногда даже съезжать за обочину и ехать по изрытому грунту.

Но после Лемболово шоссе вышло на свежую магистраль, с широченной пропускной способностью и не менее широченной обочиной: ехать стало быстро и удобно.
К Питеру добрался в 3 ночи в районе Парнаса:

А в 4 утра уже в центре. Июльская ночь тихо накрывает Питер:



Итоги:
* Общее расстояние, преодоленное на велосипеде: 370 км.
* Длительность: 2 дня.
* Ночевок – 1.
* Технических сбоев не было.
* Из допущенных ошибок маршрута: не следовало тратить большое количество времени на исследование района Суурниеми. Хватило бы времени на более доступные и интересные Муолаа и гряду Вярямянселькя.
* Трек на карте:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Любовь и влюбленность.

  «Любовь — это когда хочешь переживать с кем-то все четыре времени года. Когда хочешь бежать с кем-то от весенней грозы под усыпанную цвет...