У художника Джеймса Гарни есть замечательная книга под названием «Динотопия: Путешествие в Чандару», по которой Walt Disney и Hallmark совместно сняли одноименный мини-сериал. Интересна книга больше не текстом, а безумно красивыми иллюстрациями, показывающими фантастический мир, где люди и динозавры живут друг с другом в мире и согласии. Каждую картинку можно долго разглядывать, не отрываясь. Игра света, тени и цвета художника водоворотом затягивает, рассказывая значительно больше, чем поясняющие краткие вереницы букв. Настоящее визуальное наслаждение!
В прошлом году вышла новая книга Гарни: «Цвет и свет» (Color and Light: A Guide for the Realistic Painter), где он, на примерах различных иллюстраций, в том числе и из своей предыдущей книги, рассказывает о различных методах работы с пигментами, тенями, цветом и светом. И поскольку Гарни обучает технике изображения освещения и цвета на динозаврах, то возникло желание сделать то же самое, но уже в контексте главной темы музейной ночи этого года.
Динозавры по Питеру, увы, не бегают, так что решено было обойтись обычным животным миром современной нам эпохи голоцена. Чучела Биологического музея тут, разумеется, не вариант: при прекрасной солнечной погоде самыми цветастыми будут экспонаты Ленинградского зоопарка.
В «Ночь музеев» такие места, как Ленинградский зоопарк, лучше всего посещать первыми, в самом начале мероприятия, чтобы избежать неизбежно возникающей длиннющей очереди. В 18.00 мы покупаем тут же единый билет и проходим без каких-либо задержек.
Ленинградский зоопарк подготовил программу с вечера до самого утра: демонстрационные кормления различных животных, лекции, презентации.
Сразу у входа посетителей встречает огромный кот:
Табличка предупреждает, что кота гладить нельзя:
Жаль, а ведь хотелось.
В надежде почесать кого-нибудь, идем к кошке поменьше. Зовут кошку Линдой:
Увы, Линду тоже нельзя гладить. Говорят, что царапается.
Но рядом с Линдой в одной клетке сидит самая обычная домашняя кошка приемлемых размеров. Зовут Дусей:
Дусю подселили к Линде в самом раннем детстве, с тех пор они стали друзьями и даже делятся друг с другом едой. Вернее, это Линда делится едой с Дусей, а вот Дуся не делится никогда.
В Московском зоопарке тоже можно увидеть кошку, но почему-то в клетке с обезьянами. Обезьян кошка, видимо, любит больше, чем людей, и на посетителей никак не реагирует.
Подумал над тем, достать ли из сумки кошачий корм, но, судя по морде Дуси, ее тут неплохо кормят.
Кормить животных в зоопарке вообще нельзя. Запрещено. Разумеется, посетители это правило строго соблюдают:
После чего можно прикинуть, сможешь ли ты съесть столько, сколько покормленное животное:
Но возвращаемся к теме: цвету и свету.
Кто сказал, что лошади не могут быть разноцветными? В зоопарке экспериментировали с генными технологиями и вывели новые виды лошадей:
И еще немного цветов.
Выгул сурикатов на зеленом фоне:
Белые медведи под теплым майским солнцем:
А это Варвара – самая старая медведица в мире. Ей 36 лет, хотя максимальный возраст медведей составляет 15-20 лет. Варвара мудрым и грустным взглядом провожает посетителей.
На момент проведения «Ночи музеев-2014» долгожительница была еще жива. Осенью Варвары не стало.
Насладившись всеми цветами зоопарка, мы направились в Балтийский дом. Надежда быстро посетить на его пути планетарий рухнула сразу, т.к. сюда принцип занимания очереди такой же, как и в зоопарке. Не успел к открытию ночи – придется долго стоять и ждать:
Балтийский дом – это бывший Ленинградский Государственный театр им. Ленинского комсомола. Построен, как и должно быть для театра с таким названием, в стиле сталинского ампира:
Сейчас там проводятся крупные международные театральные фестивали и ставятся экспериментальные спектакли. Для музейной ночи театр подготовил несколько программ. Во-первых, это интереснейшая выставка реквизита:
Реквизит можно было трогать, а на некотором даже поиграть:
Была также выставка секретных театральных технологий. Из этого реквизита тоже можно извлекать музыкальное сопровождение для спектакля, причем, не обладая музыкальным образованием. Например, вот эта штука, вращаясь, производит дождевую грозу:
А эта, меняя угол наклона, извлекает звук дождя:
Чтобы быть в контексте обозначенной темы, Балтийский дом приготовил специальное светоцветовое представление, показываемое в большом театральном зале. На этом шоу можно было увидеть, как действуют уже современные театральные механизмы и освещение, увидеть «штанкет» и «плунжер», как двигаются «круг» и «кольцо», и как свет и цвет меняют геометрию пространства сцены.
Подумав над тем, какой еще музей можно посетить на Петроградке, вознкло желание побывать в музее им. Кирова.
Сергей Миронович Киров – известный деятель советско-сталинской эпохи. Политик, оратор и промышленник, убитый то ли ревнивым супругом любовницы, то ли неуравновешенным маньяком. Точный мотив убийства не установлен.
Но после убийства Сталин любовницу таки расстрелял. На всякий случай.
Музей расположен в обычном питерском доме, вход в него ведет через классический подъезд
с разрисованными окнами
Мультимедийная экспозиция вместе с экскурсоводом повествует о промышленности и хозяйстве Ленинграда тех времен:
А в музее-квартире можно увидеть библиотеку Кирова с шкурой медведя под ногами, спальню, кабинет и кухню.
Чем питался С. М. Киров. Пробовать не советуется, срок годности истек:
Кое в чем Киров таки шиковал. У него первого появился холодильник известной фирмы:
Также тут есть истинно коммунистическая выставка в духе лучших экспозиций Музея Политической Истории:
В те времена пропаганда значила не меньше, чем промышленные достижения:
Вкусняшки:
Дыхание НЭПа:
После Петроградки – на Невский, в Аничков дворец. По пути не отпускают живые советские экспонаты. В «Ночь музеев» на таких можно вдоволь поездить:
Время близится к полуночи. Аничков дворец скоро закрывается, так как участвует только в вечерней программе. В очереди беспокойство: успеем, или нет.
Пока человеческий поток медленно ползет к входу, пропускаясь определенными порциями по несколько единиц, можно походить и пофотографировать сумрачные виды дворца:
Так как дворец почти закончил свою музейную программу, то специальных представлений и экскурсий уже не было. Осталось только ходить и наслаждаться шикарными залами бывшей императорской резиденции, которые сейчас занимает Санкт-Петербургский дворец творчества юных:
Библиотека Аничкова дворца с огромным количеством книг в круглом с резными деревянными стенами, потолками и красивыми люстрами. Киров, наверное, зеленел от зависти:
Даже дверные ручки библиотеки – произведение искусства:
На выходе из дворца поджидала майская петербургская ночь, текущая непрерывным потоком по шумному проспекту. Светлеющее небо предвещало почти наступившие белые ночи:
На этом «классическая» часть «Ночи музеев» была закончена. Отдых на лавочке в Екатерининском сквере и поедание полуфабрикатов выдавили классику из головы. Захотелось чего-то нетрадиционного, - в хорошем смысле, разумеется.
Нетрадиционное началось в помещениях Фонда художника Михаила Шемякина, находящегося рядом. Ошибочно я считал это место всего лишь маленькой картинной галереей каких-то современных художников, где можно сквозь сонное зевание пытаться разглядеть, что же хотел сказать автор. В какой-то мере это, конечно, так, но не совсем.
В помещении выставки нас встретили странные люди. Они носились вокруг под музыку, вешались на прохожих, и вещали что-то пророческое про космос и про любовь. Происходил активный перфоманс.
«Иди ко мне» - шептала она, завлекая взглядом всего звездного неба и пытаясь утащить куда-то. Или отнять камеру?
А эта девушка пыталась в каждого всматриваться своим апокалиптическим выражением лица:
На некоторых посетителей апокалипсис даже вешали на шею лично:
Я понял, что Землю захватили пришельцы и надо срочно любить друг друга.
Вот что становилось с теми, кто оставался в музее надолго:
«Девушка, с вами все хорошо?» - спрашиваю я.
«Ммммм, ээээээээ» - ответила девушка.
«Голодная, наверное. Давно лежит», - подумал я, пытаясь нащупать шоколадный батончик в сумке, пока рот девушки не закрылся. Но нашел только кошачий корм, который не съела Дуся в зоопарке.
Поняв, что уже становлюсь частью перфоменса и скоро лягу рядом и превращусь в нечто подобное, выбежал из музея и направился как можно дальше – на Ваську. Там они точно меня не найдут.
Но все равно мысленно поблагодарил арт-объединение «П6759», которое организовало это действо.
Прямо напротив метро оказался еще один не посещенный музей. Он так и называется: «Новый музей».
Обещался какой-то вынос мозга и опять что-то связанное со светом и цветами.
Подъезд. Тесная лестница. Со скрипом открывающаяся и захлопывающаяся дверь в какое-то помещение, откуда раздается ритмичная музыка, стоны и мигание света. Внутри - темнота, но быстрые вспышки стробоскопа вырисовывают искаженные лица. Много людей, которые чего-то хотят:
Центром внимания оказались вот такие устройства:
Устройство надо было найти, подойти к нему и долго в него смотреть, наблюдая меняющийся цвет светодиодов. После чего из принтера вылезала фотография: как правило, черная, или белая. Иногда с какой-то полоской.
В соседнем помещении на стены и людей чего-то проецировалось. Наверное, это нечто тоже имело какой-то смысл:
В общем, никто ничего не понял. Вообще, глитч-арт, - свежее направление, осмысливающее философию ошибок в цифровых технологиях. В телекоммуникации, трактах цифровой связи существуют множество фильтрующих устройств на программном и аппаратном уровне, которые устраняют ошибки, помехи и прочую ненужную гадость. Но если инженерам и конечным потребителям эта гадость не нужна, то художнику – очень даже нужна. Художники вообще славятся потреблением гадостей и способностью открывать, что гадость – вовсе не гадость, а самая что ни на есть эстетика с глубоким смыслом. В общем, глитч-арт – это язык цифровых гадостей, обращенный к вашей душе.
Что же еще придумать такого необычного, но чтобы поближе к космосу? Планетарий снова отпал (да и пытаться нечего). Так что все: подаемся во все тяжкие. Идем в Большую хоральную синагогу.
Синагога участвовала вне официальной музейной программы, но с вечера до шести утра открыла двери всем посетителям. Поскольку такое бывает редко, сюда устремились неожиданные толпы любопытных. Очередь растянулась на целый квартал, и стоять в ней нужно было около двух часов. Зато было весело: кто-то в очереди достал саксофон и стал играть 7-40.
Санкт-Петербургская хоральная синагога – самая большая в России и вторая по величине в Европе. Является великолепным архитектурным памятником 19-го века.
Внутри пропущенную порцию посетителей ждал харизматичный экскурсовод, который провел по нескольким залам синагоги, в том числе и по главному:
А в конце всех ждала еврейская свадьба. Актеры великолепно ее сыграли. Посетители в свадьбе тоже были обязаны участвовать:
Экскурсия окончилась уже под утро:
На пр. Римского-Корсакова затерялся клоун-театр «Мимигранты». Найти его действительно было сложно: он оказался где-то глубоко в лабиринте дворов за несколькими поворотами, в здании какого-то бывшего спортзала.
Внутри ждала арт-выставка музея смеха «Трикстер» и интересно оформленный вестибюль. Предлагали даже горячий чай и кофе.
Под окончание всей музейной ночи удалось попасть на светоцветовое барабанное представление театра, которое проходило в душном зале с обшарпанными стенами.
Впервые за всю историю посещения «Ночи музеев» под утро не хотелось спать – барабаны совершенно выбили сон из головы.
Ритм освещения гармонично вписался в тему этой ночи, отогнал сон и позволил достаточно бодро дойти до метро.
По пути разливающиеся лучи восходящего солнца будили холодные стены и уснувшие каналы, окрашивая их в оранжевые оттенки.
PS.
Итоги "Ночи музеев" 2014 в Санкт-Петербурге.
Посещенных музеев в этот раз - 7.
Общее количество музеев участников официальной программы - 96
Неофициальные дополнительные участники - 8
За время мероприятия количество посетителей - свыше 105 000 человек.
Лидер - Артиллерийский музей, который принял 17 000 человек.
Оценка бесплатного музейного транспорта: плохо. Автобусы нашлись только у Исаакиевского собора.
Несомненный плюс: наконец-то метро в музейную ночь стало работать круглосуточно. Но некоторые музеи находятся далеко от метро, так что это не всегда является спасением.
Комментариев нет:
Отправить комментарий