Как отправиться в многодневный велопоход? Наверное, нужно годами готовиться, как ниндзя, обеспечить себя кучей всевозможного снаряжения, и спереди обязательно должен ехать танк, чтобы уберегать велосипедиста от опасностей?
Разумеется, нет. Надо однажды проснуться утром, - хотя, не обязательно утром, можно и в середине дня, и сказать: а не поехать ли мне на велосипеде вокруг Ладожского озера?
А потом взять, и ехать, - пока идея еще не исчезла.
Ладожское озеро - самое большое озеро Европы. Конечно, в мире есть озера куда крупнее Ладожского (с лидером, - Каспийским морем, - уж точно не сравнится ничто), но в Европе озера больше нет. Его площадь - 17.6 тыс. км, глубина может достигать нескольких сотен метров, общее количество островов озера - 660, длина береговой линии - 1570 км. И, разумеется, богатейшая и красивейшая природа, включающая в себя глубоко врезающиеся в сушу заливы, окруженные высокими сопками, покрытыми сосновым лесом, через который виднеются зубья отвесных скал.
А еще там красивые закаты
От озера веет дыханием древности: оно упоминается еще в скандинавских сагах, у его берегов стоит несколько древнерусских крепостей (две из них сохранились в хорошем состоянии), оно хранит в себе эхо множества войн: от времен Древней Руси до Второй Мировой. А на дне озера не дремлют признаки вулканической активности.
Поэтому трасса вокруг Ладоги очень живописна и давно излюблена велосипедистами, практикующими многодневные велопоходы.
Протяженность трассы вокруг Ладоги, разумеется, не строго соответствует длине 1570 км, т.к. это - длина собственно береговой линии, и ехать именно по берегу вовсе не обязательно, да и попросту невозможно. Если ехать по шоссе вокруг, и иногда делать небольшие съезды с него (не более 5 км), то путь может вполне составить 800-900 км. Если съезды делать большими (например, захочется посмотреть мраморный карьер в Рускеале, и много еще других красивостей), то длина пути может перевалить за 1000 км. Но для набора 1570 км надо очень, очень постараться.
Итак, что было взято с собой в дорогу.
1) Человек, 1 шт, мужского пола.
2) Вполне бюджетный велосипед Merida TFS 100V.
Что было добавлено на велосипед по сравнению со стоковой комплектацией: другие покрышки, более удобные эргономичные грипсы, рога на руль, переднее крыло, беспроводной велокомпьютер, задний маячок, передний маячок. Покрышки были заменены со стоковых на Schwalbe Hurricane с защитой против прокола kevlar guard. Разумеется, был прикручен и багажник. Заднее крыло не ставилось, мощная фара тоже. Впереди был только одноваттный фонарь, включенный в мигающем режиме, и на лбу трехваттный, включенный в постоянном.
3) Трехсекционный велорюкзак "Трек" на 70 л., производства предприятия "Пик".
4) 3-х местная палатка с защитой тента 3000 мм. в. ст. Довольно тяжелая палатка, не приспособленная для велопоходов: т.к. большая площадь тента, и фибергласовые дуги. Но зато есть два тамбура, куда помещается и все снаряжение, и велосипед. Рисковать оставлять снаряжение и железного коня на улице совсем не хотелось. Ведь у велосипедиста после целого дня кручения педалей сон богатырский, рядом с ним можно хоть гаубицей стрелять, все равно не проснется. В "Трек-70" палатка в своем заводском чехле не помещалась: это недостаток трехсекционного велорюкзака, в который невозможно поместить вещи большой длины. Поэтому чехлом под палатку служила верхняя секция велорюазака. Туда же утрамбовывался спальный мешок, колышки, надувная подушка, а палаточные дуги крепились на багажник.
5) Легкий рюкзак на плечи: там деньги, документы, легкая верхняя одежда, и что-нибудь погрызть в дороге. Перегружать спину в велопоходе лучше не стоит.
6) Насос 1 шт, запаска 1шт. Ни велоаптечка, ни человеческая аптечка не бралась. Из всего этого в походе использовался только насос: подкачать с утра велокамеру.
7) Поративная газовая горелка, баллон с газом, маленькая металлическая кружка, турка для кофе, маленькая кастрюля, складной нож, моток проволоки, набор велоключей.
8) Немного макарон, немного консервов, кофе, пряники к кофе, вода.
9) Совсем не велопоходный фотоаппарат: Никон D5000 + объектив Sigma 17-50 2.8 EX. На объективе только фильтр для УФ. Запасной заряженный аккумулятор.
10) Спортивные штаны с водоотталкивающим слоем, велотрусы с памперсом и велошорты, футболки, легкая спортивная ветровка с капюшоном. Из обуви - только совсем не велосипеные кеды. Флисовое, компактно складывающееся одеяло.
11) GPS навигатор, вживленный в мозг. Делается операция по вживлению навигатора в мозг так: дома открывается Google Earth, траектория вокруг Ладоги прокладывается глазами, запоминается мозгом, и закрывается. Все, операция закончена, теперь мозг сам должен прокладывать дорогу. Больше ничего из навигаторов не было, даже бумажной карты.
Маршрут:
Все это было собрано быстро и не задумываясь о том, что забыл - ведь что-нибудь всегда забываешь обязательно.
1й день.
Самое сложное: это прорвать оборону питерских пробок и выехать за город. Оборона прорвана, и по довольно приличному и ровному шоссе Санкт-Петербург - Сортавала, почти через 100 километров достигаю Лосево. Это бывший финский поселок (Кивиниеми), стоящий на берегах Вуоксы и длиннющего Суходольского озера, излюбленный любителями сплава по лосевским порогам. Причем, сплавляются тут не только на надувных лодках, каяках и ваттерфлаях, но секс-куклах. По секс-куклингу проводится даже чемпионат. Но это не весь список извращений: поскольку участок с порогами располагается прямо под железнодорожным мостом, то некоторые прыгают в пороги прямо с него. Рядом с порогами располагаются несколько туристических баз, которые могут оснастить необходимым снаряжением, предоставить кэмпинг и посоветовать, как красивее самоубиться с веслом в руках, или без него.
Но живописные берега Вуоксы и Суходольского не остановили от намеченной цели: добраться сегодня до Приозерска. Тем более, до него остается всего 45 км. К полуночи меня встречает крепость Корела.
Это одна из старейших сохранившихся крепостей в России. Ведет свою историю с 13-го века.
Несколько бутербродов и Сникерс, употребленные у стен крепости, дают новый прилив энергии и идею добраться до самой границы Ленинградской области: до пос. Кузнечное. Всего 24 км! От Приозерска начинаются уже настоящие карельские дороги: шоссе становится более узким, появляются резкие повороты, высокие подъемы и спуски, нависающие по сторонам скалы, обрывы с озерами. Сквозь белую ночь сигналят и в спину, и спереди бешено носящиеся туда-сюда огромные карьерные грузовики с Кузнечного, что еще больше добавляет острых ощущений. Второй час ночи - это уже предел, надо искать стоянку и ложиться спать. Добравшись до Кузнечного, еду в село Богатыри, и ставлю палатку у озера Богатырского, чтобы заснуть богатырским крепким сном.
День 2й.
Разбудили коровы, тыкающие своими носами в палатку. Когда начал на плитке готовить макароны с мясом, то количество силуэтов коровьих носов резко увеличилось: видимо, вокруг палатки собралось целое стадо. Все коровы получили по щелбану, после чего удалились без угощения.
Собрался, выехал из Кузнечного. Вот она, граница Ленинградской области!
Видно, что начали строить новый участок федеральной трассы, в обход старого. Вскоре начинается грейдер. Причем, со следами от гусенечного трактора. Ехать по такой дороге - постоянная долбежка по психике.
Такая дорога от Кузнечного идет километров на 40. Приправлена она карельскими подъемами с резкими поворотами и спусками, поэтому не удивительно, что по пути встретил несколько машин, валяющихся в кюветах.
Редкие маленькие домики на холмах разбавляли классический зеленый лесной пейзаж
... спокойствие которого иногда разрушали оглушительные взрывы. Было ощущение, что немцы таки наступают, и надо искать убежище.
Но нет: это ведется строительство федеральной трассы рядом, и взрывные работы по прокладки шоссе через скалы. Повезло: сверху никакие камни не сыпались.
Как только встречается какая-нибудь деревня, то на ее протяженности появляется асфальт. Сразу при выезде снова встречает родной тракторный грейдер.
Доезжаю до Хийтолы, и поворачиваю вправо, на Сортавалу. Но до нее еще около 100 км.
Останавливаюсь на привал в живописном карельском поселке, Куркиёки, расположенного на берегу Куркийокского залива. Т.е. оказываюсь возле знаменитых ладожских шхеров.
Поселку Куркиёки более 600 лет, он упоминается еще в древнерусских летописях. Это бывший торговый город Кирьяж. Эти места имеют богатейшую историю. Рядом обнаружены городищи 12-14 века, и могильники 10 века, а по мнению некоторых историков, у Рюрика и его братьев Трувора и Синеуса была тут рядом столица (крепость).
Но Куркиёки знаменит не только этим. У въезда в поселок находится Куркиёкский краеведческий музей, с табличкой:
Музей был почему-то закрыт.
Спуск в Куркиёки
Река Рахоланйоки, впадающая в Куркийокский залив
Передохнув, вновь выезжаю на грейдер. Добираюсь вскоре до Ихалы, а оттуда - до Якимы и взъезжаю в славный город Ланденпохья. Недалеко от города меня нагоняет группа местных велосипедистов, и провожает по городу почти до выезда из него. Познакомились, обменялись контактами. Хорошие люди живут в Ланденпохъе!
Не задерживаясь в городе, двигаю в Сортавалу, до нее чуть более 40 км. Вечер, подъемы становятся более высокими. В лесу начинает стелиться туман
Красивые пейзажи вдоль извилистого шоссе
Туман вскоре сгущается настолько, что оставляет от окружающих предметов лишь силуэты
Солнце клонится к горизонту, преломляясь лучами сквозь облака и застывший в тишине прохладный воздух
Ночью взъезжаю в Сортавалу
Пытаюсь найти круглосуточный магазин, что на мое удивление совершенно не получается. Путем многократного переспроса бессонных жителей удалось так найти один ночник где-то в глубине ветвящихся закоулков. Выехал из Сортавалы с целью найти стоянку. Планировал доехать до залива Кирьявалахти, и встать там на берегу - но туман стал насколько густой, что ориентироваться в пространстве было уже бессмысленно. Съехал с шоссе, взобрался на какой-то холм, и расположился в высокой влажной от тумана траве.
3й день.
Проснулся от землетрясения. Оказалось, что поставил палатку прямо возле железной дороги, которая была за кустами, и землю трясет товарняк, нагруженный карьерным щебнем.
Вид на шоссе, со стоянки.
Вскоре оказываюсь на берегах залива Кирьявалахти. Пожалуй, тут наиболее живописная дорога из всех вдоль Ладоги. Эти места - самая северная точка Ладожского озера.
На берегу залива располагается одноименный поселок, и бывшая дача аптекаря Яскеляйнена, теперь известная как Дом Композиторов.
Лавочка рядом. Инсталляция, посвященная Второй Мировой?
А если подняться по тропинке выше на сопку, то на ее вершине, в лесу, можно увидеть вот что:
Ближе:
Отсюда красивейший вид на залив
Еду дальше. Домик на берегу
Скалы - прекрасное место для признаний в любви
Петухи тут тоже водятся!
Скоро дорога поворачивает влево, в лес. Последний вид на залив
Прибываю в большой поселок Ляскеля, который расположился на реке Янисйоки. Прямо с моста можно видеть Ляскельскую ГЭС
От Ляскели дорога поворачивает уже на юг, и начинает идти по восточному берегу Ладожского озера. Через несколько десятков километров я уже близко к Питкяранте. Классическое карельское шоссе: через скалы
А вот и Питкяранта
Вдоль шоссе начинаются железные дороги с вагонами, груженными камнями, и питкярантские карьеры с огромными горами щебня.
В Питкяранте нет такой архитектуры, как в Сортавале: все дома классической скучной советской постройки. Это небольшой промышленный городок. Но есть симпатичная церквушка:
Далее много километров дороги почти без населенных пунктов, по сторонам - сплошной лес. На дороге встретил остановившуюся машину с водителем. Попросил какую-нибудь смазку, чтобы смазать давно скрипевшую цепь. Водитель любезно предложил подарить мне всю банку имевшегося в багажнике солидола. Столько мне было не нужно) Автомобилист, оказывающий помощь велосипедисту на дороге - хороший человек!
Выезжаю из леса, подъемы становятся менее высокими, дорога более прямая. Оказываюсь в деревне Салми. Затариваюсь какой-то колбасой в магазине, и час валяюсь на берегу реки Тулемайоки.
Салми - какое-то медиативное, погружающее в полнейший транс место. Такое ощущение, что время в воздухе тут застыло, и больше ничего не имеет никакого значения. Возникает сваливающее с ног желание остаться тут, смотреть, как воды Тулемайоки медленно двигаются к Ладожскому озеру, и никуда не ехать. Огромных усилий потребовало подняться, и двинуться дальше.
Хотя, может, дело было в колбасе)
Дорога от Салми: чистое небо, предзакатный оранжевый вечер. Никаких машин, абсолютная тишина.
По пути в лесу встретил красивое маленькое озеро с оборудованной стоянкой - Сариярви. Посидел на берегу 20 минут, но останавливаться не стал, поехал дальше. Но место - прекрасное для стоянки, и для отдыха, и только толпы комаров омрачали весь кайф.
В лесу заметил убегающего в кусты маленького медведя. Когда достал фотоаппарат, медведь уже смылся. Медведицы рядом не обнаружил, но, на всякий случай, задерживаться на этом месте не стал.
Достиг населенного пункта под названием Погранкондуши. Называется он так потому, что тут проходила граница России и Швеции, согласно Столбовскому мирному договору 1617-го года. Шведы тогда откусили немалый кусок нашей территории. Ничего, потом мы шведам показали кузькину мать.
В Погранкондуши стоит интересная деревянная вышка, на которую велик соблазн взобраться с целью увидеть красивый вид - что, разумеется, я и сделал. Вдалеке виднеется Ладожское озеро.
Еду дальше. Увидел девушку, бегущую вдоль шоссе. Спортсменка, однако. И не страшно ей одной, ночью?
Как только шоссе начало близко подходить к Ладожскому озеру, поставил палатку и заночевал. Тут вдоль берега находится очень много стоянок, мусора, и кричащих противных чаек.
4й день.
Подъемы исчезли полностью, дорога - прямая и ровная. Много километров по берегу Ладоги, длинные красивые песчаные пляжи, на которых иногда валяются отдыхающие. Впервые за это лето становится действительно жарко. Температура поднимается ближе к 28-и.
Проезжаю Видлицу, останавливаюсь на привал в деревне под названием Устье Тулоксы.
Тулокса:
Далее дорога идет восточнее, вдалеке от берега, и проходит по равнине вдоль реки Олонка. Первый населенный пункт на этой реке - поселок Ильинский. Однако, исчезают карельские названия!
В поселке через Олонку есть такой мост:
Берега Олонки:
Въезжаю в древний карельский город Олонец, известный с 13-го века. Несколько столетий назад тут стояла большая крепость, игравшая важную стратегическую роль, но после пожара более не восстанавливалась. Так что древних строений в Олонце не сохранилось.
Из достопримечательностей - церквушка со сломанным деревянным мостом:
Выезжаю из Олонца через Мегрегу, и оказываюсь на трассе Мурманск - Санкт-Петербург, известной как М-18, или просто "Кола". Называется она так не потому, что там любят возить Кока-Колу, или мешают ее с виски. Кола - это город в Мурманской области, исторический центр Кольского полуострова.
М-18, в отличие от карельских - широкая и ровная трасса с хорошим покрытием, тут есть где развернуться велосипедисту с велорюкзаками. Но эта трасса с высоким трафиком, причем тут любят ходить целые караваны грузовиков с длинными прицепами. Если первый грузовик тебя видит, то последующие - нет, и велосипедист возникает на их пути внезапно. По сторонам трасса защищена рвами, выездов на природные достопримечательности мало. Воздух, в отличие от карельского, тут уже пыльный и насыщен выхлопами.
Проезжаю совсем немного по трассе, и оказываюсь на границе Карелии:
Как видно, полоса обочины тут размечена так, что для велосипедиста остается целая велодорожка. Но это достоинство сводится на нет, когда начинают мчаться караваны грузовиков.
Далее - многие километры прямой и скучной дороги. Даже встречающиеся по бокам трассы озера не улучшают пейзаж.
Доезжаю до поворота на Старую Слободу, и решаю доехать до Свято-Троицкого монастыря им. Александра Свирского, и сделать там привал. Монастырь является известной туристической достопримечательностью, и ведет свою историю с 16-го века. Располагается в красивом месте, на берегу озера Рощинское.
В последний раз я был тут на экскурсии около 15-ти лет назад. С тех пор монастырь значительно восстановлен.
Проходивший мимо иеромонах, судя по взгляду, отнесся в велосипеду с уважением.
Заходить внутрь монастырского дворика не стал - впереди был еще долгий путь.
Далее многие километры пути, и подъезжаю к реке Свирь - это одна из самых крупных рек Ленинградской области. Через реку идет большой металлический мост.
По реке ходят речные танкеры
Въезжаю в город Лодейное Поле. Город состоит в основном из малоэтажных сталинских и хрущевских построек. Еду через город, не продолжая путь по М-18, а строго следуя левого берега реки.
Поздний вечер, время уже находить место для стоянки. Но это не Карелия, озер мало, выездов к берегу Свири не вижу. Вскоре дорога соединяется с М-18, и я продолжаю движение на юг.
В километрах 20-ти от Лодейки встречаются три велосипедиста: без фар, со слабыми, почти невидимыми маячками. Спрашиваю, откуда едут. Отвечают - из Лодейного, пытались объехать вокруг Ладоги, но не получилось. По лицам видно, что изрядно убиты путешествием. Это единственные велотуристы, которых я видел на своем пути.
Далее по дороге - мало населенных пунктов, есть лишь повороты на них.
Доезжаю до Яровщины. Там - мост через реку Паша. Поскольку время - около 2-х часов ночи, надо срочно искать место для стоянки. Спрашиваю у случайно попавшихся неспящих местных, активно употребляющих горячительное на берегу реки: где можно поставить палатку. Советуют в другой части поселка, на правом берегу. Совет оказался дельным: там оказался красивый обрывистый берег с прекрасным местом для ночлега.
Солнце не заходит, видно лишь постоянное зарево заката. Там, за рекой - Ладожское озеро.
5-й день.
Проснулся и искупался в реке Паша. Вода чистая и холодная. Уже к полудню начинает припекать, температура близка к 30-ти градусам.
Река Паша днем:
Спасают бен заправки с мини-кафе, где всегда работает кондиционер, есть холодная вода и мороженое.
Через несколько десятков километров я уже в г. Сьястрое. Ничем не примечательный промышленный городок, но поскольку основан на более старых поселениях, тут можно встретить, например, красивую церковь Успения Пресвятой Богородицы 18-го века.
В жару количество привалов возрастает. Постоянно приходится пить воду.
От Сьястроя недалеко уже до Новой Ладоги.
В Новое Ладоге множество исторических памятников. Город был основан на месте Николо-Медведского монастыря, который быз создан в 14-м веке: строения монастыря то исчезали, то восстанавливались на протяжении его истории. Ключевое развитие город получил с времен Петра I.
В Новой Ладоге привал, и ознакомление с достопримечательностями. Здесь красивый берег на реке Волхов, возле города есть небольшая лесная зона , где можно отдохнуть, и сделать ночную стоянку. Но до ночи еще далеко, ночевать я тут не буду.
Тут есть храмы, еще не восстановленные, в запущенном состоянии.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы
Жительница Новой Ладоги
Еще один запущенный храм
В целом Новая Ладога представляет собой классический уездный городок царской России 18-19 вв.
Из Новой Ладоги - вперед, в Шлиссельбург!
Скорость выжималась максимальная, остановок не было. Уже был вечер, и хотелось к полуночи быть на юге озера.
К поздней ночи добрался таки до Невы. Ура! Заночевал прямо на берегу реки, где-то за кустами возле города.
6-й день.
Съездил в магазин, в Шлиссельбург. А потом отправился на мост через Неву.
Возле Шлиссельбурга находится еще одна неплохо сохранившаяся древнерусская крепость - Орешек, основанная в 14-м веке. Но подъехать к ней на велосипеде нельзя: крепость находится на острове, к которому ходят катера.
Прямо возле моста, на выезде из города существует интересное место: музей-заповедник "Прорыв блокады Ленинграда". Ведь именно тут 27 января 1944 года произошел прорыв блокады г. Ленинград, которая длилась 872 дня. В музее находится знаменитая панорама "Прорыв блокады Ленинграда". Сотрудницы разрешили разместить велосипед в самом здании музея, после чего я пошел на экскурсию.
Если смотреть на другой берег Невы, там, где идет дым - находится современный Шлиссельбург. Прямо на том берегу по курсу к дыму - моя велосипедная стоянка)
А вот на месте этой переправы, где едут танки, сейчас находится современный мост через Неву. Переврана оканчивается там, где сейчас находится музей-заповедник.
Возле музея под открытым небом стоит много танков времен Великой Отечественной войны.
Есть и белого цвета, с гламурным розовым букетом
Есть даже такой
После музея, через мост и жару - в Питер. До него осталось 45 километров.
Домой вернулся к вечеру. Срочно погрузился в горячую ванну и долго отмокал )
Рядом с домом встречало оранжевое июльское небо.
В поездке никаких неполадок с техникой не было, лишь два раза слетела цепь с звезды. Максимальная скорость достигала 55 км/ч (спуски в Карелии), минимальная - 8 км/ч (крутые подъемы). В результате того, что седло было не туристического типа, а твердое, спортивное, велопамперс не помог: пришлось седло обматывать флисовым одеялом, но и это не очень спасало от сильной боли в пятой точке. Пожалуй, ничто так не тормозило, как эта боль. Так что совет на все случаи жизни: берегите задницу )
Лето, 2013 год
Разумеется, нет. Надо однажды проснуться утром, - хотя, не обязательно утром, можно и в середине дня, и сказать: а не поехать ли мне на велосипеде вокруг Ладожского озера?
А потом взять, и ехать, - пока идея еще не исчезла.
Ладожское озеро - самое большое озеро Европы. Конечно, в мире есть озера куда крупнее Ладожского (с лидером, - Каспийским морем, - уж точно не сравнится ничто), но в Европе озера больше нет. Его площадь - 17.6 тыс. км, глубина может достигать нескольких сотен метров, общее количество островов озера - 660, длина береговой линии - 1570 км. И, разумеется, богатейшая и красивейшая природа, включающая в себя глубоко врезающиеся в сушу заливы, окруженные высокими сопками, покрытыми сосновым лесом, через который виднеются зубья отвесных скал.
А еще там красивые закаты
От озера веет дыханием древности: оно упоминается еще в скандинавских сагах, у его берегов стоит несколько древнерусских крепостей (две из них сохранились в хорошем состоянии), оно хранит в себе эхо множества войн: от времен Древней Руси до Второй Мировой. А на дне озера не дремлют признаки вулканической активности.
Поэтому трасса вокруг Ладоги очень живописна и давно излюблена велосипедистами, практикующими многодневные велопоходы.
Протяженность трассы вокруг Ладоги, разумеется, не строго соответствует длине 1570 км, т.к. это - длина собственно береговой линии, и ехать именно по берегу вовсе не обязательно, да и попросту невозможно. Если ехать по шоссе вокруг, и иногда делать небольшие съезды с него (не более 5 км), то путь может вполне составить 800-900 км. Если съезды делать большими (например, захочется посмотреть мраморный карьер в Рускеале, и много еще других красивостей), то длина пути может перевалить за 1000 км. Но для набора 1570 км надо очень, очень постараться.
Итак, что было взято с собой в дорогу.
1) Человек, 1 шт, мужского пола.
2) Вполне бюджетный велосипед Merida TFS 100V.
Что было добавлено на велосипед по сравнению со стоковой комплектацией: другие покрышки, более удобные эргономичные грипсы, рога на руль, переднее крыло, беспроводной велокомпьютер, задний маячок, передний маячок. Покрышки были заменены со стоковых на Schwalbe Hurricane с защитой против прокола kevlar guard. Разумеется, был прикручен и багажник. Заднее крыло не ставилось, мощная фара тоже. Впереди был только одноваттный фонарь, включенный в мигающем режиме, и на лбу трехваттный, включенный в постоянном.
3) Трехсекционный велорюкзак "Трек" на 70 л., производства предприятия "Пик".
4) 3-х местная палатка с защитой тента 3000 мм. в. ст. Довольно тяжелая палатка, не приспособленная для велопоходов: т.к. большая площадь тента, и фибергласовые дуги. Но зато есть два тамбура, куда помещается и все снаряжение, и велосипед. Рисковать оставлять снаряжение и железного коня на улице совсем не хотелось. Ведь у велосипедиста после целого дня кручения педалей сон богатырский, рядом с ним можно хоть гаубицей стрелять, все равно не проснется. В "Трек-70" палатка в своем заводском чехле не помещалась: это недостаток трехсекционного велорюкзака, в который невозможно поместить вещи большой длины. Поэтому чехлом под палатку служила верхняя секция велорюазака. Туда же утрамбовывался спальный мешок, колышки, надувная подушка, а палаточные дуги крепились на багажник.
5) Легкий рюкзак на плечи: там деньги, документы, легкая верхняя одежда, и что-нибудь погрызть в дороге. Перегружать спину в велопоходе лучше не стоит.
6) Насос 1 шт, запаска 1шт. Ни велоаптечка, ни человеческая аптечка не бралась. Из всего этого в походе использовался только насос: подкачать с утра велокамеру.
7) Поративная газовая горелка, баллон с газом, маленькая металлическая кружка, турка для кофе, маленькая кастрюля, складной нож, моток проволоки, набор велоключей.
8) Немного макарон, немного консервов, кофе, пряники к кофе, вода.
9) Совсем не велопоходный фотоаппарат: Никон D5000 + объектив Sigma 17-50 2.8 EX. На объективе только фильтр для УФ. Запасной заряженный аккумулятор.
10) Спортивные штаны с водоотталкивающим слоем, велотрусы с памперсом и велошорты, футболки, легкая спортивная ветровка с капюшоном. Из обуви - только совсем не велосипеные кеды. Флисовое, компактно складывающееся одеяло.
11) GPS навигатор, вживленный в мозг. Делается операция по вживлению навигатора в мозг так: дома открывается Google Earth, траектория вокруг Ладоги прокладывается глазами, запоминается мозгом, и закрывается. Все, операция закончена, теперь мозг сам должен прокладывать дорогу. Больше ничего из навигаторов не было, даже бумажной карты.
Маршрут:
Или смотрите на навигационном сервисе
Мозг также должен обладать способностью получать сигналы с нескольких источников сразу: бабушек, алкоголиков, водителей, продавцов, и прочих персонажей. На основе этих сигналов корректируется траектория.Все это было собрано быстро и не задумываясь о том, что забыл - ведь что-нибудь всегда забываешь обязательно.
1й день.
Самое сложное: это прорвать оборону питерских пробок и выехать за город. Оборона прорвана, и по довольно приличному и ровному шоссе Санкт-Петербург - Сортавала, почти через 100 километров достигаю Лосево. Это бывший финский поселок (Кивиниеми), стоящий на берегах Вуоксы и длиннющего Суходольского озера, излюбленный любителями сплава по лосевским порогам. Причем, сплавляются тут не только на надувных лодках, каяках и ваттерфлаях, но секс-куклах. По секс-куклингу проводится даже чемпионат. Но это не весь список извращений: поскольку участок с порогами располагается прямо под железнодорожным мостом, то некоторые прыгают в пороги прямо с него. Рядом с порогами располагаются несколько туристических баз, которые могут оснастить необходимым снаряжением, предоставить кэмпинг и посоветовать, как красивее самоубиться с веслом в руках, или без него.
Но живописные берега Вуоксы и Суходольского не остановили от намеченной цели: добраться сегодня до Приозерска. Тем более, до него остается всего 45 км. К полуночи меня встречает крепость Корела.
Это одна из старейших сохранившихся крепостей в России. Ведет свою историю с 13-го века.
Несколько бутербродов и Сникерс, употребленные у стен крепости, дают новый прилив энергии и идею добраться до самой границы Ленинградской области: до пос. Кузнечное. Всего 24 км! От Приозерска начинаются уже настоящие карельские дороги: шоссе становится более узким, появляются резкие повороты, высокие подъемы и спуски, нависающие по сторонам скалы, обрывы с озерами. Сквозь белую ночь сигналят и в спину, и спереди бешено носящиеся туда-сюда огромные карьерные грузовики с Кузнечного, что еще больше добавляет острых ощущений. Второй час ночи - это уже предел, надо искать стоянку и ложиться спать. Добравшись до Кузнечного, еду в село Богатыри, и ставлю палатку у озера Богатырского, чтобы заснуть богатырским крепким сном.
День 2й.
Разбудили коровы, тыкающие своими носами в палатку. Когда начал на плитке готовить макароны с мясом, то количество силуэтов коровьих носов резко увеличилось: видимо, вокруг палатки собралось целое стадо. Все коровы получили по щелбану, после чего удалились без угощения.
Собрался, выехал из Кузнечного. Вот она, граница Ленинградской области!
Видно, что начали строить новый участок федеральной трассы, в обход старого. Вскоре начинается грейдер. Причем, со следами от гусенечного трактора. Ехать по такой дороге - постоянная долбежка по психике.
Такая дорога от Кузнечного идет километров на 40. Приправлена она карельскими подъемами с резкими поворотами и спусками, поэтому не удивительно, что по пути встретил несколько машин, валяющихся в кюветах.
Редкие маленькие домики на холмах разбавляли классический зеленый лесной пейзаж
... спокойствие которого иногда разрушали оглушительные взрывы. Было ощущение, что немцы таки наступают, и надо искать убежище.
Но нет: это ведется строительство федеральной трассы рядом, и взрывные работы по прокладки шоссе через скалы. Повезло: сверху никакие камни не сыпались.
Как только встречается какая-нибудь деревня, то на ее протяженности появляется асфальт. Сразу при выезде снова встречает родной тракторный грейдер.
Доезжаю до Хийтолы, и поворачиваю вправо, на Сортавалу. Но до нее еще около 100 км.
Останавливаюсь на привал в живописном карельском поселке, Куркиёки, расположенного на берегу Куркийокского залива. Т.е. оказываюсь возле знаменитых ладожских шхеров.
Поселку Куркиёки более 600 лет, он упоминается еще в древнерусских летописях. Это бывший торговый город Кирьяж. Эти места имеют богатейшую историю. Рядом обнаружены городищи 12-14 века, и могильники 10 века, а по мнению некоторых историков, у Рюрика и его братьев Трувора и Синеуса была тут рядом столица (крепость).
Но Куркиёки знаменит не только этим. У въезда в поселок находится Куркиёкский краеведческий музей, с табличкой:
Музей был почему-то закрыт.
Спуск в Куркиёки
Река Рахоланйоки, впадающая в Куркийокский залив
Передохнув, вновь выезжаю на грейдер. Добираюсь вскоре до Ихалы, а оттуда - до Якимы и взъезжаю в славный город Ланденпохья. Недалеко от города меня нагоняет группа местных велосипедистов, и провожает по городу почти до выезда из него. Познакомились, обменялись контактами. Хорошие люди живут в Ланденпохъе!
Не задерживаясь в городе, двигаю в Сортавалу, до нее чуть более 40 км. Вечер, подъемы становятся более высокими. В лесу начинает стелиться туман
Красивые пейзажи вдоль извилистого шоссе
Туман вскоре сгущается настолько, что оставляет от окружающих предметов лишь силуэты
Солнце клонится к горизонту, преломляясь лучами сквозь облака и застывший в тишине прохладный воздух
Ночью взъезжаю в Сортавалу
Пытаюсь найти круглосуточный магазин, что на мое удивление совершенно не получается. Путем многократного переспроса бессонных жителей удалось так найти один ночник где-то в глубине ветвящихся закоулков. Выехал из Сортавалы с целью найти стоянку. Планировал доехать до залива Кирьявалахти, и встать там на берегу - но туман стал насколько густой, что ориентироваться в пространстве было уже бессмысленно. Съехал с шоссе, взобрался на какой-то холм, и расположился в высокой влажной от тумана траве.
3й день.
Проснулся от землетрясения. Оказалось, что поставил палатку прямо возле железной дороги, которая была за кустами, и землю трясет товарняк, нагруженный карьерным щебнем.
Вид на шоссе, со стоянки.
Вскоре оказываюсь на берегах залива Кирьявалахти. Пожалуй, тут наиболее живописная дорога из всех вдоль Ладоги. Эти места - самая северная точка Ладожского озера.
На берегу залива располагается одноименный поселок, и бывшая дача аптекаря Яскеляйнена, теперь известная как Дом Композиторов.
Лавочка рядом. Инсталляция, посвященная Второй Мировой?
А если подняться по тропинке выше на сопку, то на ее вершине, в лесу, можно увидеть вот что:
Ближе:
Отсюда красивейший вид на залив
Еду дальше. Домик на берегу
Скалы - прекрасное место для признаний в любви
Петухи тут тоже водятся!
Скоро дорога поворачивает влево, в лес. Последний вид на залив
Прибываю в большой поселок Ляскеля, который расположился на реке Янисйоки. Прямо с моста можно видеть Ляскельскую ГЭС
От Ляскели дорога поворачивает уже на юг, и начинает идти по восточному берегу Ладожского озера. Через несколько десятков километров я уже близко к Питкяранте. Классическое карельское шоссе: через скалы
А вот и Питкяранта
Вдоль шоссе начинаются железные дороги с вагонами, груженными камнями, и питкярантские карьеры с огромными горами щебня.
Далее много километров дороги почти без населенных пунктов, по сторонам - сплошной лес. На дороге встретил остановившуюся машину с водителем. Попросил какую-нибудь смазку, чтобы смазать давно скрипевшую цепь. Водитель любезно предложил подарить мне всю банку имевшегося в багажнике солидола. Столько мне было не нужно) Автомобилист, оказывающий помощь велосипедисту на дороге - хороший человек!
Выезжаю из леса, подъемы становятся менее высокими, дорога более прямая. Оказываюсь в деревне Салми. Затариваюсь какой-то колбасой в магазине, и час валяюсь на берегу реки Тулемайоки.
Салми - какое-то медиативное, погружающее в полнейший транс место. Такое ощущение, что время в воздухе тут застыло, и больше ничего не имеет никакого значения. Возникает сваливающее с ног желание остаться тут, смотреть, как воды Тулемайоки медленно двигаются к Ладожскому озеру, и никуда не ехать. Огромных усилий потребовало подняться, и двинуться дальше.
Хотя, может, дело было в колбасе)
Дорога от Салми: чистое небо, предзакатный оранжевый вечер. Никаких машин, абсолютная тишина.
По пути в лесу встретил красивое маленькое озеро с оборудованной стоянкой - Сариярви. Посидел на берегу 20 минут, но останавливаться не стал, поехал дальше. Но место - прекрасное для стоянки, и для отдыха, и только толпы комаров омрачали весь кайф.
В лесу заметил убегающего в кусты маленького медведя. Когда достал фотоаппарат, медведь уже смылся. Медведицы рядом не обнаружил, но, на всякий случай, задерживаться на этом месте не стал.
Достиг населенного пункта под названием Погранкондуши. Называется он так потому, что тут проходила граница России и Швеции, согласно Столбовскому мирному договору 1617-го года. Шведы тогда откусили немалый кусок нашей территории. Ничего, потом мы шведам показали кузькину мать.
В Погранкондуши стоит интересная деревянная вышка, на которую велик соблазн взобраться с целью увидеть красивый вид - что, разумеется, я и сделал. Вдалеке виднеется Ладожское озеро.
Еду дальше. Увидел девушку, бегущую вдоль шоссе. Спортсменка, однако. И не страшно ей одной, ночью?
Как только шоссе начало близко подходить к Ладожскому озеру, поставил палатку и заночевал. Тут вдоль берега находится очень много стоянок, мусора, и кричащих противных чаек.
4й день.
Подъемы исчезли полностью, дорога - прямая и ровная. Много километров по берегу Ладоги, длинные красивые песчаные пляжи, на которых иногда валяются отдыхающие. Впервые за это лето становится действительно жарко. Температура поднимается ближе к 28-и.
Проезжаю Видлицу, останавливаюсь на привал в деревне под названием Устье Тулоксы.
Тулокса:
Далее дорога идет восточнее, вдалеке от берега, и проходит по равнине вдоль реки Олонка. Первый населенный пункт на этой реке - поселок Ильинский. Однако, исчезают карельские названия!
В поселке через Олонку есть такой мост:
Берега Олонки:
Въезжаю в древний карельский город Олонец, известный с 13-го века. Несколько столетий назад тут стояла большая крепость, игравшая важную стратегическую роль, но после пожара более не восстанавливалась. Так что древних строений в Олонце не сохранилось.
Из достопримечательностей - церквушка со сломанным деревянным мостом:
Выезжаю из Олонца через Мегрегу, и оказываюсь на трассе Мурманск - Санкт-Петербург, известной как М-18, или просто "Кола". Называется она так не потому, что там любят возить Кока-Колу, или мешают ее с виски. Кола - это город в Мурманской области, исторический центр Кольского полуострова.
М-18, в отличие от карельских - широкая и ровная трасса с хорошим покрытием, тут есть где развернуться велосипедисту с велорюкзаками. Но эта трасса с высоким трафиком, причем тут любят ходить целые караваны грузовиков с длинными прицепами. Если первый грузовик тебя видит, то последующие - нет, и велосипедист возникает на их пути внезапно. По сторонам трасса защищена рвами, выездов на природные достопримечательности мало. Воздух, в отличие от карельского, тут уже пыльный и насыщен выхлопами.
Проезжаю совсем немного по трассе, и оказываюсь на границе Карелии:
Как видно, полоса обочины тут размечена так, что для велосипедиста остается целая велодорожка. Но это достоинство сводится на нет, когда начинают мчаться караваны грузовиков.
Далее - многие километры прямой и скучной дороги. Даже встречающиеся по бокам трассы озера не улучшают пейзаж.
Доезжаю до поворота на Старую Слободу, и решаю доехать до Свято-Троицкого монастыря им. Александра Свирского, и сделать там привал. Монастырь является известной туристической достопримечательностью, и ведет свою историю с 16-го века. Располагается в красивом месте, на берегу озера Рощинское.
В последний раз я был тут на экскурсии около 15-ти лет назад. С тех пор монастырь значительно восстановлен.
Проходивший мимо иеромонах, судя по взгляду, отнесся в велосипеду с уважением.
Заходить внутрь монастырского дворика не стал - впереди был еще долгий путь.
Далее многие километры пути, и подъезжаю к реке Свирь - это одна из самых крупных рек Ленинградской области. Через реку идет большой металлический мост.
По реке ходят речные танкеры
Въезжаю в город Лодейное Поле. Город состоит в основном из малоэтажных сталинских и хрущевских построек. Еду через город, не продолжая путь по М-18, а строго следуя левого берега реки.
Поздний вечер, время уже находить место для стоянки. Но это не Карелия, озер мало, выездов к берегу Свири не вижу. Вскоре дорога соединяется с М-18, и я продолжаю движение на юг.
В километрах 20-ти от Лодейки встречаются три велосипедиста: без фар, со слабыми, почти невидимыми маячками. Спрашиваю, откуда едут. Отвечают - из Лодейного, пытались объехать вокруг Ладоги, но не получилось. По лицам видно, что изрядно убиты путешествием. Это единственные велотуристы, которых я видел на своем пути.
Далее по дороге - мало населенных пунктов, есть лишь повороты на них.
Доезжаю до Яровщины. Там - мост через реку Паша. Поскольку время - около 2-х часов ночи, надо срочно искать место для стоянки. Спрашиваю у случайно попавшихся неспящих местных, активно употребляющих горячительное на берегу реки: где можно поставить палатку. Советуют в другой части поселка, на правом берегу. Совет оказался дельным: там оказался красивый обрывистый берег с прекрасным местом для ночлега.
Солнце не заходит, видно лишь постоянное зарево заката. Там, за рекой - Ладожское озеро.
5-й день.
Проснулся и искупался в реке Паша. Вода чистая и холодная. Уже к полудню начинает припекать, температура близка к 30-ти градусам.
Река Паша днем:
Спасают бен заправки с мини-кафе, где всегда работает кондиционер, есть холодная вода и мороженое.
Через несколько десятков километров я уже в г. Сьястрое. Ничем не примечательный промышленный городок, но поскольку основан на более старых поселениях, тут можно встретить, например, красивую церковь Успения Пресвятой Богородицы 18-го века.
В жару количество привалов возрастает. Постоянно приходится пить воду.
От Сьястроя недалеко уже до Новой Ладоги.
В Новое Ладоге множество исторических памятников. Город был основан на месте Николо-Медведского монастыря, который быз создан в 14-м веке: строения монастыря то исчезали, то восстанавливались на протяжении его истории. Ключевое развитие город получил с времен Петра I.
В Новой Ладоге привал, и ознакомление с достопримечательностями. Здесь красивый берег на реке Волхов, возле города есть небольшая лесная зона , где можно отдохнуть, и сделать ночную стоянку. Но до ночи еще далеко, ночевать я тут не буду.
Тут есть храмы, еще не восстановленные, в запущенном состоянии.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы
Жительница Новой Ладоги
Еще один запущенный храм
В целом Новая Ладога представляет собой классический уездный городок царской России 18-19 вв.
Из Новой Ладоги - вперед, в Шлиссельбург!
Скорость выжималась максимальная, остановок не было. Уже был вечер, и хотелось к полуночи быть на юге озера.
К поздней ночи добрался таки до Невы. Ура! Заночевал прямо на берегу реки, где-то за кустами возле города.
6-й день.
Съездил в магазин, в Шлиссельбург. А потом отправился на мост через Неву.
Возле Шлиссельбурга находится еще одна неплохо сохранившаяся древнерусская крепость - Орешек, основанная в 14-м веке. Но подъехать к ней на велосипеде нельзя: крепость находится на острове, к которому ходят катера.
Прямо возле моста, на выезде из города существует интересное место: музей-заповедник "Прорыв блокады Ленинграда". Ведь именно тут 27 января 1944 года произошел прорыв блокады г. Ленинград, которая длилась 872 дня. В музее находится знаменитая панорама "Прорыв блокады Ленинграда". Сотрудницы разрешили разместить велосипед в самом здании музея, после чего я пошел на экскурсию.
Если смотреть на другой берег Невы, там, где идет дым - находится современный Шлиссельбург. Прямо на том берегу по курсу к дыму - моя велосипедная стоянка)
А вот на месте этой переправы, где едут танки, сейчас находится современный мост через Неву. Переврана оканчивается там, где сейчас находится музей-заповедник.
Возле музея под открытым небом стоит много танков времен Великой Отечественной войны.
Есть и белого цвета, с гламурным розовым букетом
Есть даже такой
После музея, через мост и жару - в Питер. До него осталось 45 километров.
Домой вернулся к вечеру. Срочно погрузился в горячую ванну и долго отмокал )
Рядом с домом встречало оранжевое июльское небо.
В поездке никаких неполадок с техникой не было, лишь два раза слетела цепь с звезды. Максимальная скорость достигала 55 км/ч (спуски в Карелии), минимальная - 8 км/ч (крутые подъемы). В результате того, что седло было не туристического типа, а твердое, спортивное, велопамперс не помог: пришлось седло обматывать флисовым одеялом, но и это не очень спасало от сильной боли в пятой точке. Пожалуй, ничто так не тормозило, как эта боль. Так что совет на все случаи жизни: берегите задницу )
Лето, 2013 год
Комментариев нет:
Отправить комментарий