Утром было очень холодно, небо затянуло металлическими тучами, моросил мелкий дождь, внезапно перетекший в снежную крупу. Вот оно, - суровое финское лето.
Велодорожки тут снабжены указателями:
За Иматрой они кончились, но зато на шоссе появился указатель для велосипедистов, говорящий о том, что тут можно ехать по обочине. Обочина достаточно широкая, главное не зевать на красивые скалы по сторонам дороги:
В километрах 25 от Иматры слышу за спиной звук рухнувшего велосипеда. Оборачиваюсь и вижу лежащую на дороге Наташу. Упала на дорогу лицом и верхней частью головы – где от более сильного удара уберег шлем. По какой причине произошло падение - не известно. Моментально остановилось три машины, откуда выскочили желающие помочь финны. Поднимаю велосипедистку, колдую с аптечкой и последствиями падения.
Финны оказались неплохо англоговорящими, сказали что вызвали скорую, и чтобы мы никуда отсюда не уезжали. Наташа оказалась тоже способной говорить, но на русском. Но оказалось, что от удара вообще не помнит ничего за последнее время. Совершенно не понимает, где она сейчас, почему в такой одежде, при чём тут велосипед, а когда узнает, что находится в Финляндии, вообще оказывается в шоке.
Скорая приезжает через 10 минут, санитары оказывают первую помощь, пишут какие-то бумаги, пытаются анализировать общее состояние потерпевшей. Потом советуют вызвать такси и направиться в больницу Иматры, где ее осмотрит врач. Через час память начала частично возвращаться, Наташа вспомнила, что едет в Савонлинну, и заявляет, что в Иматру обратно она не поедет, а хочет в другую сторону, - и вообще залепите мне все пластырем, мне и так хорошо. Еле удалось мне и санитарам уговорить ее поехать таки в больницу.
Оставляем велосипеды у какого-то придорожного кафе, садимся в такси, едем в Иматру. В больнице появляется в начале финский врач, общающийся на английском, а потом пришел общающийся на чистейшем русском. Сотрясения не было, были только внешние повреждения, врач разрешил ехать дальше. Память вернулась полностью, за исключением момента падения.
Только вот Наташе пришлось купить черные очки, чтобы прятать синяк под глазом.
Вернулись к придорожному кафе: велосипеды никто не угнал. Едем дальше.
Возле Йоукио проезжаем мост интересный тем, что здесь до России всего 700 метров из-за изгибающейся границы.
Возле поворота на Париккалу залезли на скалу посмотреть православную часовню:
Велодорожка между Париккалой и Москууниеми красиво идет по берегу Симпелеярви. Едешь и наслаждаешься:
Ну очень хочется остановиться и полюбоваться озером:
Доехав до Сяркисалми, поворачиваем на Савонлинну.
Привал на берегу озера Вапанен:
В Финляндии часто у озер можно встретить организованные карманы для стоянок. Как правило, на каждой такой стоянке висит большой стенд со всякой справочной информацией. Вот этот стенд говорит, что мы въехали в округ Пункахарью:
Красоты в Пункахарью имеют статус национального пейзажа в Финляндии, а дороги проходят по сложной системе озер. Этот округ стоит на берегах сотен малых, и больших озер: Сайма, Пурувеси и Пихлаявеси. Сайма – озеро с таким извилистым берегом, что общая длина береговой линии более 15 000 километров, и включает в свой бассейн более 13 000 островов. Вместе с тем оно является четвертым по площади озером в Европе. И тут водятся нерпы! Которых мы так и не увидели.
Но в большом изобилии тут водятся ежики. Вот, например, ежик, спокойно прогуливающийся вдоль велодорожки в Пункасалми:
Едем по мостам и длинным дамбам, разделяющим озера Пурувеси и Пихлаявеси, перебираясь с острова на остров:
Приятно ехать по такому живописному шоссе:
Доезжаем до одного такого острова: Лойкансаари. Уже ночь, пора искать место для ночлега. Въезжаем вглубь острова по грунтовой дороге.
На одной скале, на самом берегу чистейшей озерной воды обнаруживается свободная оборудованная стоянка для туристов. Стоянка располагает открытым столом с лавочками, деревянным полуоткрытым домиком с большим мангалом, решеткой для жарки и выводной трубой, жидкостями для розжига, отдельным домиком с нарубленными дровами, инструкцией на финском, английском, и русском языках. Мусора опять же нет, ни соринки.
Вокруг безлюдная тишина и застывшая в воздухе красота: прекрасное место, чтобы заснуть:
Утром тишину нарушили чьи-то шаги, шипение рации и финская речь. Кто-то потоптался недалеко от домика, сообщил что-то в рацию и ушел. Видимо, стоянка заботливо проверяется лесником: не устраивают ли тут беспорядки.
Вода на берегу очень чистая, ее спокойно можно использовать для готовки и питья:
Собрались, впереди нас ждет средневековая крепость. Поскольку в Финляндии все закрывается очень рано, то и нам надо выехать как можно раньше.
Остров Лойкансаари оказался своеобразным лесным парком. В нём есть даже грунтовые велосипедные дорожки:
И длинные аллеи с уходящими в небо деревьями:
Возле некоторых растений находятся справочные таблички. Например, это - канадская туя:
С утра была прекрасная погода, которая потом быстро испортилась. Подъезжаем к Савонлинне. Тут, как и везде на финских шоссе, встречаются одинокие автобусные остановки без расписания. Мы ни разу не видели, чтобы на этих остановках останавливались автобусы. Как и вообще рейсовых автобусов в этой местности не видели. Но зато они - прекрасное место для остановки:
И вскоре вот она - Савонлинна, берега Саймы, и крепость Олавинлинна!
Олавинлинна - это финское название, шведское имеет более брутальное произношение - Олафсборг. Наряду с Выборгским замком, замок Олафсборг являлся мощным укреплением, противостоящим Новгородскому и Московскому княжеству с 15-го века. За свою историю крепость отвоевывалась то шведами, то русскими.
Разные исторические периоды отчетливо сказались на ее строении. Например, видна красная кирпичная кладка в башне - это кладка позднего русского периода. Мощные остроконечные бастионы внизу (темная кладка) - это тоже поздняя русская фортификация 18-го века, по схеме напоминающая строгие многоугольники Петропавловской крепости (такую же схему можно встретить и в Выборге):
Более наглядно это видно на макете:
Остроконечные угловые укрепления - это последнее слово в фортификации того времени. Стена получалась длиннее, орудий на них возможно было разместить больше, удобнее удобно вести огонь в разных направлениях. А руководил модернизацией крепости по последнему образцу сам Александр Суворов.
Вошли во внутренний дворик, нам посоветовали дождаться экскурсию, которая входит в стоимость билета:
Через 20 минут к нам вышло сразу несколько экскурсоводов. Первый позвал посетителей на финском, второй - на английском, третий - на немецком, а четвертый - на русском языке. На русском языке говорил финский экскурсовод, но вполне понятно. Поскольку русских оказалось всего двое, то экскурсовод начал проводить персональную программу для нас двоих.
Крепость оказалась прекрасно отреставрирована и открывала красивые виды на озеро:
Единственное, что вызывало сомнение в аутентичности - это весьма современные туалеты в крепости, ничем ну хуже туалетов в крупных городских торговых центрах.
Но были и такие туалеты - средневековые:
Думаете, как выглядит средневековая канализация? Да никак. Ее просто нет. Вот как этот туалет выглядит снаружи:
Все вываливалось наружу прямо в озеро. Как говорится: нету лучше красоты, чем сделать это с высоты. Но лучше на красоту с крепости смотреть, чем в нее гадить:
Внутри крепости стоит статуя св. Олафа (отсюда и название крепости). Видимо, св. Олаф - штатный покровитель крепостей, т.к. его имя носит и башня Выборгского замка. Выполнена статуя из стеатита - своеобразного "мыльного" минерала.
На стенах можно встретить геральдические знаки:
И помпезные гербы:
Есть православная часовня, а также часовня, где проводят службы представители всех основных христианских конфессий. Сейчас в ней проводят венчания, но по спецзаказу:
А свадебный фуршет можно устроить в крепостной столовой:
Олавонлинна известна также тем, что сейчас в ней проводятся спектакли, музыкальные и оперные фестивали. Внутри крепости смонтирована крытая сцена и сопутствующее оборудование. При нас велся монтаж-демонтаж оборудования для какого-то представления:
На противоположном от крепости острове стоит колокол, который никогда не оставляют в покое туристы:
Тут же рядом стоит памятник барану. Согласно легенде, барана закалывали на каждый праздник св. Олафа. И в Савонлинне любили поедать баранов со страшной скоростью, особенно жители крепости. Финны, любящие природу, решили почтить память сего животного, давшему немало для их пищевой промышленности:
Бараны баранами, но лично мы слопали на лавочке рядом курицу, купленную в Призме. Баран с укором смотрел в наши бессовестные глаза.
Савонлинна оказалась оживленным и относительно крупным городом. С гипермаркетами, сетевыми магазинами, и оживленными улицами:
Но после крепости задерживаться мы в нем не стали. Быстро выехали на шоссе до Ювы.
Велодорожки за городом кончились сразу, продолжились сплошные подъемы и спуски:
Вечер. Озеро недалеко от Ювы:
Юва. Классический финский маленький городок. Безлюдно, тишина, все наглухо заперто, даже свет не горит в окнах.
Выехали из Ювы, и увидели настоящее Чудо. Круглосуточный супермаркет при бензозаправке! Такого уникального явления мы в Финляндии не видели больше нигде.
Наконец то до финнов начала доходить цивилизация: они поняли, что люди ночью тоже хотят есть. Рядом с супермаркетом стоит статуя рыцаря и несколько хрюшек. Наверное, что-то символизируют:
Едем дальше, в Миккели. Уже ночь, но стоянку невозможно найти: все проезжаемые озера или лесные съезды для этого не годятся. К тому же, лес почти на всем протяжении огорожен от шоссе забором.
Вскоре стало критически поздно, нужно было срочно искать ночлег, в любом, хоть слабо подходящем для этого месте. Свернули на поворот к озерам Лахналампи и Сихвонен, в надежде найти подходящий берег. Но весь берег застроен финскими домиками, причем очевидно, что никакого закона о тридцатиметровой санитарной зоне у водоемов в Финляндии нет.
В результате нашли вырубку в лесу, которая предназначена для строительства дома, и разбили палатку в метрах тридцати от какого-то аборигенского жилья. Вроде никого не разбудили.
ПРОДОЛЖЕНИЕ. ЧАСТЬ 3
ПРОДОЛЖЕНИЕ. ЧАСТЬ 3
Комментариев нет:
Отправить комментарий