—Ты ничего не запоминаешь. У тебя нет воображения, Хичкок, старина. Ты должен научиться многое держать в своей памяти.
— А зачем мне помнить о вещах, которыми я не могу пользоваться? — сказал Хичкок, глядя широко открытыми глазами в космос.— Я человек практичный. Если я не могу видеть Землю и ходить по ней, что ж, прикажешь мне ходить по памяти о Земле, так, что ли? Это больно. Воспоминания, как однажды сказал мне отец, колючи, как иглы дикобраза.
(с) Рэй Брэдбери. «То ли ночь, то ли утро»
Иногда мы пытаемся что-то вспомнить, но необходимая информация так глубоко запрятана в нас, что даже с помощью настойчивых усилий мы не можем этого сделать. Иногда усиленно бежим от своей памяти, но она догоняет: в мимолетных звуках прошуршавших по асфальту покрышек, в переплетении неразборчивого звука пыльных городских проспектов, невзначай возникших очертаниях. «Практичное», утилитарное отношение к памяти не редко рождается из страха перед ней. Сам Рэй Брэдбери до конца жизни не мог убежать от постоянно настигающей его блестящей памяти: как он говорил, он помнит абсолютно все, даже мельчайшие детали своей жизни с самого начала рождения.
Иногда для знакомства со своей памятью нужно оказаться в нужное время и в нужном месте. Иногда просто заснуть и увидеть сны. Но для знакомства с той памятью, которую нам открывает эта «Ночь Музеев», нужно наоборот - не спать. «Память» - основная тема «Ночи Музеев» 2015 года.
Все музеи, так или иначе, содержат Память - о прошлом, настоящем и даже будущем - но в этом, 2015 году, организаторы призвали с особым почтением отнестись к определенному событию – 70-летию Великой Победы.
***
Над Летним садом чернеет еще чистое питерское августовское ночное небо, и лишь редкие тусклые огни в окнах подчеркивают сонное течение Невы. Но как только размеренно шелестящие садовые деревья расступаются перед глазами, то можно увидеть тысячи не спящих факельных огней. Услышать суетливую спешную перебранку, настойчивые указания вперемешку с матерщиной, утихающий и усиливающийся стук и грохот.
Многие тысячи факелов освещают строительную площадку ночью, на которой работают шесть тысяч рабочих. Павел I дал указание построить великолепный дворец-замок в кратчайшие сроки. Для ускорения строительства сюда переброшены материалы со строек Исаакиевского собора, Царского Села, Академии художеств, Таврического дворца.
Холодная мартовская ночь. Император ютится в обитой деревом спальне, ведь дерево лучше всего сохраняет тепло, а стены замка еще не просушены, строительство не завершено, но он очень спешил с переездом. Кроме императорских покоев в остальных помещениях так холодно, что стены покрываются льдом. В эту ночь его убивают заговорщики.
Снова ночь. Но небо не бездонным покрывалом зависло над замком, как в 18-м веке – сейчас оно тяжелое, как гранит, оно режется прожекторами, как широкими лезвиями ножа, кашляет и взрывается зенитными снарядами, визжит пикирующими бомбардировщиками. Замок сотрясается от взрыва попавшей в него авиабомбы.
Вечер 16 мая 2015 года. Замок восстановлен и сейчас является частью Русского музея.
К 18.00 уже собирается большая, но вполне терпимая очередь. Стояли не более двадцати минут.
Внутренний двор еще пустует, но вскоре заполнится посетителями:
Девушка у входа раздает буклеты с квестом по музейным экспонатам:
Шикарная парадная лестница:
Утварь в зале, посвященному церковным событиям в истории царственных особ:
Несколько залов посвящены династии Романовых:
Народ кучкуется и решает квесты возле экспонатов. Разумеется, кто-то халтурит и лезет в Интернет за справкой:
Всего лишь столовая. Императорские особы любили покушать:
Возникает мысль погрызть припрятанный в сумке Сникерс, но отбрасывается. Не по-императорски это.
Середина лета, душный молдавский вечер. Лагерь русской армии расположился в низине Прута, а все окружающие возвышенности заняты в пять раз превосходящими по численности и вооружению турками. От прямого боя с русскими турки терпели сильные потери, поэтому они решили окружить их укреплениями и непрерывно обстреливали русские позиции с помощью 160 орудий. Боеприпасы у русской армии почти кончились, сам Петр I метался по лагерю в полном отчаянии. И в эти дни супруга его, Екатерина Алексеевна, будучи на седьмом месяце беременности, повела себя «не яко жена, но яко мужская персона видима всеми была». Ее заслуги муж посчитал весьма весомыми, и учредил орден имени мученицы Святой Екатерины, который предназначался только для неё.
Позже орден стал наградой для дам высшего общества и их мужей. А в конце 18-го века эти самые дамы решили, что им не хватает образования и создали институт благородных девиц им. Св. Екатерины, или Екатерининский институт. В институте получали образование дочери потомственных дворян, но небогатого градуса. Дочери топовых дворян обучались в Смольном институте.
/i5.imageban.ru/out/2015/05/25/bc4a7880b040b2dd4c96e79935d670c8.jpg">
В Екатерининском институте в северном флигеле располагалась церковь – разумеется, им. Св. Екатерины. Была закрыта в годы советской власти. А сейчас в ее помещении располагается концертный зал РНБ, который открылся с многочасовой программой в эту «Ночь музеев». Послушали первое отделение, в котором европейская музыка XVII-XVIII веков ожила с помощью Российского ансамбля старинной музыки под руководством Владимира Шуляковского.
Времени на два остальных отделения концерта у нас, к сожалению, не было.
В коридоре проходила выставка Дмитрия и Михаила Грушевских. Дмитрий Грушевский - художник в сфере промышленной рекламы советской эпохи. Почти вся кондитерская продукция СССР 70-х годов была оформлена им, и до сих пор его дизайн встречается на прилавках. А его сын Михаил из архивных работ составил коллажи, из которых сделана выставка:
После РНБ пешком направляемся в музей-квартиру им. Римского-Корсакова. Но книжный шлейф преследует нас даже на тротуаре:
Музей-квартира им. Римского Корсакова расположился в классическом дворике с классическими стенами:
Ощущение, что девушка–экскурсовод специально спала до вечера: она пылала бодрой энергетикой и интересным рассказом:
В этой квартире композитор сочинил большинство своих произведений. А также здесь был один из центров культурной жизни города, порой пытающийся вместить в себя до 100 человек посетителей.
В одной из комнат квартиры стоит рояль фирмы «Беккер», на котором играл сам Корсаков, а также его многочисленные гости, такие как С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Глазунов, И. Стравинский. Обычно этот рояль является экспонатом, но в этот вечер он ожил с помощью девушек, которые исполнили нам несколько композиций автора:
В конце можно посмотреть эскиз-проекты к оперным представлениям Корсакова. Некоторые весьма зловещие:
А возле гардероба на стройке с буклетами посетителей провожает странный кот:
После этого мы решили не прерывать стремлений к высокому искусству и направились в Большой Драматический Театр им. Г.В. Товстоногова. БДТ не участвовал ни в основной, ни в дополнительной программы «Ночи Музеев», на сайте акции никакой информации о нем не было. Но зато в прессе появилась информация о том, что театр участвует в музейной ночи и сделал свою ночную программу с интересной экскурсией. Но оказалось, что на экскурсию пройти по единому билету нельзя, - только за дополнительную плату. К тому же экскурсия начиналась позже, чем мы там появились. Поэтому задерживаться мы там не стали.
Но зато легкая майская облачность создала вечером красивое зарево заката над театром:
Сожалея о том, что не удалось проникнуть в гримёрку Товстоногова, мы поехали на кладбище. Куда же еще ехать поздним вечером?
Пустые сумрачные улицы окружали большую площадь лесного массива, через который проглядывали кресты и кладбищенские ограды. Сквозь мелкий моросящий дождь послышался холодный вой. Чьи-то лапы пробежали по мокрой траве за деревьями. Показалось?
Раньше тут стояла Волкова деревня, называвшаяся так потому, что рядом в лесу обитало множество волков, которые регулярно нападали на прохожих. Так что волкам тут посвящено все: Волковский проспект, железнодорожная станция Волковская, станция метро Волковская. И, конечно же, Волковское кладбище, часть которого занимает музей-некрополь «Литераторские мостки».
Экскурсия проходила почти в полной темноте, дорога освещалась только стилизованными под свечи диодными лампами,
стоявшими у каждого памятника и надгробия, у которых останавливался экскурсовод.
Возле могилы Ольги Бергольц в полной тишине парень с девушкой, ожидавшие группу у памятника, почитали нам стихи автора.
После окончания экскурсии побродили по некрополю в одиночестве – к тому же, он уже закрывался, т.к. программа на музейную ночь была закончена. В окружении полного покоя и безлюдности из густой темноты перед глазами появлялись знакомые имена: Тургенев, Лесков, Куприн, Салтыков-Щедрин, и другие.
После кладбищенских ночных прогулок мы направились в музей-мастерскую выдающегося скульптора Михаила Аникушина, известного, к примеру, памятником Пушкину на Площади Искусств и Чехову на Камергерском переулке в Москве.
Сразу попали на начало атмосферного перфоманса «Посвящение Пушкину».
Представление проходило под живую музыку:
Музыканты с инструментами иногда ходили между артистами, самозабвенно изображавшими какую-то хитрую пантомиму:
На большой поворотной платформе вращалось нечто, напоминающее Троянского коня, на перекладине которого был кто-то подвешен и истошно стонал:
Далее повешенье со стонами прекратилось, человек слез с коня и начал энергично бросать в зрителей целые серии философских тирад про Пушкина:
Очень насыщенный образ получился:
Потом выкатили двоих Пушкиных, и артисты в реальном времени лепили разных поэтов, изображая различные эмоции и взаимодействия:
В общем, полная идиллия, вроде как:
[url]http://i2.imageban.ru/out/2015/06/01/667ac0845b1283187848bb3853432291.jpg">[/url]
Но тут врывается истеричный философ, ломает и уносит Пушкиных, а взамен бросает на пол обесформленные остатки какой-то скульптуры. Украл где-то в парке, наверное. И что поделать, за неимением Пушкиных придется использовать то, что есть:
Скульптура собирается воедино и оживает:
А далее на сцену вышла танцующая девушка в белом, символизирующая, наверное, что-то живое и воздушное:
В перерывах между представлениями можно было осмотреть экспозицию музея под атмосферную музыку:
Управляет музеем современная автоматизированная система:
В соседнем помещении можно было сдать зачет на знание русского языка:
И погреться у камина:
Но расслабляться у камина было некогда, и мы направились в находящийся рядом дом-музей Ф.И. Шаляпина, где певец прожил 7 лет перед эмиграцией.
На первом этаже нас приобщили к высокому оперному искусству. Вышел парень к пульту и начал играть битбокс, причем в полном одиночестве: записывая издаваемые им звуки в память микшера и накладывая их на другие. В общем, создалась замечательная шаляпинская атмосфера под клубный хардкор и прогрессив транс. Всем было весело:
На другом этаже проходили экскурсии по музею.
Обстановка квартиры была восстановлена только в 1998 году.
Шикарная английская виктрола Шаляпина:
У него был граммофон, но победнее, и после приобретения виктролы он всучил его какой-то балерине, жившей неподалеку. Наверное, Шаляпину нравились балерины.
В музее много исторических материалов, связанных с деятельностью певца. Оказывается, бывало и такое:
Следующим был музей Петербургского Авангарда, в который мы также направились пешком.
Здание музея представляет собой деревянный особняк 19-го века – остатки старой застройки этой части Петроградской стороны. Дом очень выделяется среди окружающих зданий:
С 1912 года здесь жил вместе с супругой лидер русского авангарда первой половины 20-го века – Михаил Матюшин. Поэтому дом иногда называют просто «особняк Матюшина».
Как и водится для таких музеев, мы ожидали какой-то непонятный перфоманс, и уже приготовились изобразить из себя проникновенных знатоков искусства.
И он сразу начался у входа в музей: какой-то не совсем адекватно мыслящий персонаж прицепил к велосипеду гроб и пытался вывести его из музея. Вор был задержан музейной охраной, после чего велосипедист убежденно заявлял, что гроб ехал сам. Из-за накуренного велосипедиста и гроба на колесиках мы около десяти минут не могли пройти в музей, т.к. охрана и администрация была занята устранением происшествия и тасканием гроба туда-сюда, поэтому некому было просканировать билет.
Гроб оказался уже использованным реквизитом какого-то перформанса, на который мы не успели:
Но зато можно было осмотреть основную экспозицию музея. Главное, - не зацепиться за пилу. Авангард, - что с него возьмешь.
Просветившись этапами становления авангарда, мы пешком направились в Ботанический сад. Когда же еще побываешь там ночью?
Очереди у входа не было вообще. Это было странным, т.к. нам многократно сообщали, что в Ботанический сад в музейную ночь традиционно огромная очередь.
Но очередь не заставила себя ждать. Она расположилась во внутренних дворах сада, устремляясь в крытую галерею-теплицу. Но зато рядом народ развлекали огненным шоу под музыку:
Каждая галерея была поделена на условные сектора, в котором стоял сотрудник музея и рассказывал о растениях рядом.
Можно было ощутить настоящее тропическое и субтропическое лето:
Особенно впечатлило многообразие кактусов:
В последнем павильоне – настоящий лес:
с бананами:
Фотография из архива: что представляли собой теплицы после Великой Отечественной Войны:
Но, не смотря на голод и бомбежки, некоторые растения сохранились с довоенного времени. Такие экземпляры перевязаны стилизованной георгиевской лентой:
Сохранность таких растений удивительна не только потому, что теплицы разрушались бомбежками, но и потому, что в блокадном Ленинграде в пищу тогда шло все: растения в том числе.
По окончанию можно было погулять не по ночному, а уже утреннему саду:
В следующий музей мы вновь идем пешком, и оказываемся в музее занимательной науки Лабиринтум. Полпятого утра, но музей переполнен:
Тут можно все наглядно посмотреть, потрогать, подключать, поучаствовать.
Один из опытов: в спокойной воде рыбки не тонут, а если пустить в нее пузырьки с газом, то начинают тонуть:
Сразу вспомнил свой опыт, когда впервые встретился с «бочкой» при спуске по порогам на ватерфлае. Спасжилет в «бочке» не спасал, так как там не просто вода, а водно-пузырьковая смесь, поэтому жилет становится тяжелее ее.
Трансформатор Тесла впечатляет даже в маленьком размере:
Всякие опыты из школьного курса. Взрослым тоже полезны, так как многие, к сожалению, напрочь забывают даже элементарную школьную программу по физике:
Терменвокс. Можно поиграть)
Можно стать участником всяких иллюзий:
Закончив нажимать на всякие кнопки и рычаги, мы сели таки в музейный автобус и направились в библиотеку им. Гайдара. Оказались мы на ее пороге в полшестого утра!
Надо было позвонить в домофон. Дверь открывать не спешили - очевидно, нас никто не ждал в такое время )
Потом пришлось устало подниматься по лестнице:
Как оказалось, мы – единственный посетители в это время, и библиотека уже закрывалась. Зевающие сотрудники уже собрались домой отсыпаться, но их планы были нарушены нашим появлением. И надо отдать им должное: персонально для нас провели экскурсию по всем залам библиотеки и рассказали о тематической выставке. И извинились, что им нечем нас угостить – чай уже весь выпили.
Книги, печатавшиеся во время войны – специально карманного размера, чтобы можно было носить с собой и читать в полевых условиях:
Но больше всего поразили старинные печки, оставшиеся в наследство библиотеке от существовавшего на этом месте доходного дома.
Например, эта – выполнена по эскизу берлинского художника Пауля Обста, облицовка изготовлена в Финляндии в 1890-1910 годах:
Другие, не менее замечательные:
Окончилась наша ночь ровно в 6 утра прогулкой по тихому и почти безлюдному проспекту:
Даже кофе в прикуску с яблоком не спасало от навалившегося желания спать:
Итоги: общее количество нами посещенных музеев в эту Ночь – 10. Использование транспорта между музеями: метро – 2 раза, музейный автобус – 1 раз. Все остальные переходы совершались пешком.
Посетили музеи в эту Ночь в Санкт- Петербурге более 100 000 человек .
— А зачем мне помнить о вещах, которыми я не могу пользоваться? — сказал Хичкок, глядя широко открытыми глазами в космос.— Я человек практичный. Если я не могу видеть Землю и ходить по ней, что ж, прикажешь мне ходить по памяти о Земле, так, что ли? Это больно. Воспоминания, как однажды сказал мне отец, колючи, как иглы дикобраза.
(с) Рэй Брэдбери. «То ли ночь, то ли утро»
Иногда мы пытаемся что-то вспомнить, но необходимая информация так глубоко запрятана в нас, что даже с помощью настойчивых усилий мы не можем этого сделать. Иногда усиленно бежим от своей памяти, но она догоняет: в мимолетных звуках прошуршавших по асфальту покрышек, в переплетении неразборчивого звука пыльных городских проспектов, невзначай возникших очертаниях. «Практичное», утилитарное отношение к памяти не редко рождается из страха перед ней. Сам Рэй Брэдбери до конца жизни не мог убежать от постоянно настигающей его блестящей памяти: как он говорил, он помнит абсолютно все, даже мельчайшие детали своей жизни с самого начала рождения.
Иногда для знакомства со своей памятью нужно оказаться в нужное время и в нужном месте. Иногда просто заснуть и увидеть сны. Но для знакомства с той памятью, которую нам открывает эта «Ночь Музеев», нужно наоборот - не спать. «Память» - основная тема «Ночи Музеев» 2015 года.
Все музеи, так или иначе, содержат Память - о прошлом, настоящем и даже будущем - но в этом, 2015 году, организаторы призвали с особым почтением отнестись к определенному событию – 70-летию Великой Победы.
***
Над Летним садом чернеет еще чистое питерское августовское ночное небо, и лишь редкие тусклые огни в окнах подчеркивают сонное течение Невы. Но как только размеренно шелестящие садовые деревья расступаются перед глазами, то можно увидеть тысячи не спящих факельных огней. Услышать суетливую спешную перебранку, настойчивые указания вперемешку с матерщиной, утихающий и усиливающийся стук и грохот.
Многие тысячи факелов освещают строительную площадку ночью, на которой работают шесть тысяч рабочих. Павел I дал указание построить великолепный дворец-замок в кратчайшие сроки. Для ускорения строительства сюда переброшены материалы со строек Исаакиевского собора, Царского Села, Академии художеств, Таврического дворца.
Холодная мартовская ночь. Император ютится в обитой деревом спальне, ведь дерево лучше всего сохраняет тепло, а стены замка еще не просушены, строительство не завершено, но он очень спешил с переездом. Кроме императорских покоев в остальных помещениях так холодно, что стены покрываются льдом. В эту ночь его убивают заговорщики.
Снова ночь. Но небо не бездонным покрывалом зависло над замком, как в 18-м веке – сейчас оно тяжелое, как гранит, оно режется прожекторами, как широкими лезвиями ножа, кашляет и взрывается зенитными снарядами, визжит пикирующими бомбардировщиками. Замок сотрясается от взрыва попавшей в него авиабомбы.
Вечер 16 мая 2015 года. Замок восстановлен и сейчас является частью Русского музея.
К 18.00 уже собирается большая, но вполне терпимая очередь. Стояли не более двадцати минут.
Внутренний двор еще пустует, но вскоре заполнится посетителями:
Девушка у входа раздает буклеты с квестом по музейным экспонатам:
Шикарная парадная лестница:
Утварь в зале, посвященному церковным событиям в истории царственных особ:
Несколько залов посвящены династии Романовых:
Народ кучкуется и решает квесты возле экспонатов. Разумеется, кто-то халтурит и лезет в Интернет за справкой:
Всего лишь столовая. Императорские особы любили покушать:
Возникает мысль погрызть припрятанный в сумке Сникерс, но отбрасывается. Не по-императорски это.
Середина лета, душный молдавский вечер. Лагерь русской армии расположился в низине Прута, а все окружающие возвышенности заняты в пять раз превосходящими по численности и вооружению турками. От прямого боя с русскими турки терпели сильные потери, поэтому они решили окружить их укреплениями и непрерывно обстреливали русские позиции с помощью 160 орудий. Боеприпасы у русской армии почти кончились, сам Петр I метался по лагерю в полном отчаянии. И в эти дни супруга его, Екатерина Алексеевна, будучи на седьмом месяце беременности, повела себя «не яко жена, но яко мужская персона видима всеми была». Ее заслуги муж посчитал весьма весомыми, и учредил орден имени мученицы Святой Екатерины, который предназначался только для неё.
Позже орден стал наградой для дам высшего общества и их мужей. А в конце 18-го века эти самые дамы решили, что им не хватает образования и создали институт благородных девиц им. Св. Екатерины, или Екатерининский институт. В институте получали образование дочери потомственных дворян, но небогатого градуса. Дочери топовых дворян обучались в Смольном институте.
/i5.imageban.ru/out/2015/05/25/bc4a7880b040b2dd4c96e79935d670c8.jpg">
В Екатерининском институте в северном флигеле располагалась церковь – разумеется, им. Св. Екатерины. Была закрыта в годы советской власти. А сейчас в ее помещении располагается концертный зал РНБ, который открылся с многочасовой программой в эту «Ночь музеев». Послушали первое отделение, в котором европейская музыка XVII-XVIII веков ожила с помощью Российского ансамбля старинной музыки под руководством Владимира Шуляковского.
Времени на два остальных отделения концерта у нас, к сожалению, не было.
В коридоре проходила выставка Дмитрия и Михаила Грушевских. Дмитрий Грушевский - художник в сфере промышленной рекламы советской эпохи. Почти вся кондитерская продукция СССР 70-х годов была оформлена им, и до сих пор его дизайн встречается на прилавках. А его сын Михаил из архивных работ составил коллажи, из которых сделана выставка:
После РНБ пешком направляемся в музей-квартиру им. Римского-Корсакова. Но книжный шлейф преследует нас даже на тротуаре:
Музей-квартира им. Римского Корсакова расположился в классическом дворике с классическими стенами:
Ощущение, что девушка–экскурсовод специально спала до вечера: она пылала бодрой энергетикой и интересным рассказом:
В этой квартире композитор сочинил большинство своих произведений. А также здесь был один из центров культурной жизни города, порой пытающийся вместить в себя до 100 человек посетителей.
В одной из комнат квартиры стоит рояль фирмы «Беккер», на котором играл сам Корсаков, а также его многочисленные гости, такие как С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Глазунов, И. Стравинский. Обычно этот рояль является экспонатом, но в этот вечер он ожил с помощью девушек, которые исполнили нам несколько композиций автора:
В конце можно посмотреть эскиз-проекты к оперным представлениям Корсакова. Некоторые весьма зловещие:
А возле гардероба на стройке с буклетами посетителей провожает странный кот:
После этого мы решили не прерывать стремлений к высокому искусству и направились в Большой Драматический Театр им. Г.В. Товстоногова. БДТ не участвовал ни в основной, ни в дополнительной программы «Ночи Музеев», на сайте акции никакой информации о нем не было. Но зато в прессе появилась информация о том, что театр участвует в музейной ночи и сделал свою ночную программу с интересной экскурсией. Но оказалось, что на экскурсию пройти по единому билету нельзя, - только за дополнительную плату. К тому же экскурсия начиналась позже, чем мы там появились. Поэтому задерживаться мы там не стали.
Но зато легкая майская облачность создала вечером красивое зарево заката над театром:
Сожалея о том, что не удалось проникнуть в гримёрку Товстоногова, мы поехали на кладбище. Куда же еще ехать поздним вечером?
Пустые сумрачные улицы окружали большую площадь лесного массива, через который проглядывали кресты и кладбищенские ограды. Сквозь мелкий моросящий дождь послышался холодный вой. Чьи-то лапы пробежали по мокрой траве за деревьями. Показалось?
Раньше тут стояла Волкова деревня, называвшаяся так потому, что рядом в лесу обитало множество волков, которые регулярно нападали на прохожих. Так что волкам тут посвящено все: Волковский проспект, железнодорожная станция Волковская, станция метро Волковская. И, конечно же, Волковское кладбище, часть которого занимает музей-некрополь «Литераторские мостки».
Экскурсия проходила почти в полной темноте, дорога освещалась только стилизованными под свечи диодными лампами,
стоявшими у каждого памятника и надгробия, у которых останавливался экскурсовод.
Возле могилы Ольги Бергольц в полной тишине парень с девушкой, ожидавшие группу у памятника, почитали нам стихи автора.
После окончания экскурсии побродили по некрополю в одиночестве – к тому же, он уже закрывался, т.к. программа на музейную ночь была закончена. В окружении полного покоя и безлюдности из густой темноты перед глазами появлялись знакомые имена: Тургенев, Лесков, Куприн, Салтыков-Щедрин, и другие.
После кладбищенских ночных прогулок мы направились в музей-мастерскую выдающегося скульптора Михаила Аникушина, известного, к примеру, памятником Пушкину на Площади Искусств и Чехову на Камергерском переулке в Москве.
Сразу попали на начало атмосферного перфоманса «Посвящение Пушкину».
Представление проходило под живую музыку:
Музыканты с инструментами иногда ходили между артистами, самозабвенно изображавшими какую-то хитрую пантомиму:
На большой поворотной платформе вращалось нечто, напоминающее Троянского коня, на перекладине которого был кто-то подвешен и истошно стонал:
Далее повешенье со стонами прекратилось, человек слез с коня и начал энергично бросать в зрителей целые серии философских тирад про Пушкина:
Очень насыщенный образ получился:
Потом выкатили двоих Пушкиных, и артисты в реальном времени лепили разных поэтов, изображая различные эмоции и взаимодействия:
В общем, полная идиллия, вроде как:
[url]http://i2.imageban.ru/out/2015/06/01/667ac0845b1283187848bb3853432291.jpg">[/url]
Но тут врывается истеричный философ, ломает и уносит Пушкиных, а взамен бросает на пол обесформленные остатки какой-то скульптуры. Украл где-то в парке, наверное. И что поделать, за неимением Пушкиных придется использовать то, что есть:
Скульптура собирается воедино и оживает:
А далее на сцену вышла танцующая девушка в белом, символизирующая, наверное, что-то живое и воздушное:
В перерывах между представлениями можно было осмотреть экспозицию музея под атмосферную музыку:
Управляет музеем современная автоматизированная система:
В соседнем помещении можно было сдать зачет на знание русского языка:
И погреться у камина:
Но расслабляться у камина было некогда, и мы направились в находящийся рядом дом-музей Ф.И. Шаляпина, где певец прожил 7 лет перед эмиграцией.
На первом этаже нас приобщили к высокому оперному искусству. Вышел парень к пульту и начал играть битбокс, причем в полном одиночестве: записывая издаваемые им звуки в память микшера и накладывая их на другие. В общем, создалась замечательная шаляпинская атмосфера под клубный хардкор и прогрессив транс. Всем было весело:
На другом этаже проходили экскурсии по музею.
Обстановка квартиры была восстановлена только в 1998 году.
Шикарная английская виктрола Шаляпина:
У него был граммофон, но победнее, и после приобретения виктролы он всучил его какой-то балерине, жившей неподалеку. Наверное, Шаляпину нравились балерины.
В музее много исторических материалов, связанных с деятельностью певца. Оказывается, бывало и такое:
Следующим был музей Петербургского Авангарда, в который мы также направились пешком.
Здание музея представляет собой деревянный особняк 19-го века – остатки старой застройки этой части Петроградской стороны. Дом очень выделяется среди окружающих зданий:
С 1912 года здесь жил вместе с супругой лидер русского авангарда первой половины 20-го века – Михаил Матюшин. Поэтому дом иногда называют просто «особняк Матюшина».
Как и водится для таких музеев, мы ожидали какой-то непонятный перфоманс, и уже приготовились изобразить из себя проникновенных знатоков искусства.
И он сразу начался у входа в музей: какой-то не совсем адекватно мыслящий персонаж прицепил к велосипеду гроб и пытался вывести его из музея. Вор был задержан музейной охраной, после чего велосипедист убежденно заявлял, что гроб ехал сам. Из-за накуренного велосипедиста и гроба на колесиках мы около десяти минут не могли пройти в музей, т.к. охрана и администрация была занята устранением происшествия и тасканием гроба туда-сюда, поэтому некому было просканировать билет.
Гроб оказался уже использованным реквизитом какого-то перформанса, на который мы не успели:
Но зато можно было осмотреть основную экспозицию музея. Главное, - не зацепиться за пилу. Авангард, - что с него возьмешь.
Просветившись этапами становления авангарда, мы пешком направились в Ботанический сад. Когда же еще побываешь там ночью?
Очереди у входа не было вообще. Это было странным, т.к. нам многократно сообщали, что в Ботанический сад в музейную ночь традиционно огромная очередь.
Но очередь не заставила себя ждать. Она расположилась во внутренних дворах сада, устремляясь в крытую галерею-теплицу. Но зато рядом народ развлекали огненным шоу под музыку:
Каждая галерея была поделена на условные сектора, в котором стоял сотрудник музея и рассказывал о растениях рядом.
Можно было ощутить настоящее тропическое и субтропическое лето:
Особенно впечатлило многообразие кактусов:
В последнем павильоне – настоящий лес:
с бананами:
Фотография из архива: что представляли собой теплицы после Великой Отечественной Войны:
Но, не смотря на голод и бомбежки, некоторые растения сохранились с довоенного времени. Такие экземпляры перевязаны стилизованной георгиевской лентой:
Сохранность таких растений удивительна не только потому, что теплицы разрушались бомбежками, но и потому, что в блокадном Ленинграде в пищу тогда шло все: растения в том числе.
По окончанию можно было погулять не по ночному, а уже утреннему саду:
В следующий музей мы вновь идем пешком, и оказываемся в музее занимательной науки Лабиринтум. Полпятого утра, но музей переполнен:
Тут можно все наглядно посмотреть, потрогать, подключать, поучаствовать.
Один из опытов: в спокойной воде рыбки не тонут, а если пустить в нее пузырьки с газом, то начинают тонуть:
Сразу вспомнил свой опыт, когда впервые встретился с «бочкой» при спуске по порогам на ватерфлае. Спасжилет в «бочке» не спасал, так как там не просто вода, а водно-пузырьковая смесь, поэтому жилет становится тяжелее ее.
Трансформатор Тесла впечатляет даже в маленьком размере:
Всякие опыты из школьного курса. Взрослым тоже полезны, так как многие, к сожалению, напрочь забывают даже элементарную школьную программу по физике:
Терменвокс. Можно поиграть)
Можно стать участником всяких иллюзий:
Закончив нажимать на всякие кнопки и рычаги, мы сели таки в музейный автобус и направились в библиотеку им. Гайдара. Оказались мы на ее пороге в полшестого утра!
Надо было позвонить в домофон. Дверь открывать не спешили - очевидно, нас никто не ждал в такое время )
Потом пришлось устало подниматься по лестнице:
Как оказалось, мы – единственный посетители в это время, и библиотека уже закрывалась. Зевающие сотрудники уже собрались домой отсыпаться, но их планы были нарушены нашим появлением. И надо отдать им должное: персонально для нас провели экскурсию по всем залам библиотеки и рассказали о тематической выставке. И извинились, что им нечем нас угостить – чай уже весь выпили.
Книги, печатавшиеся во время войны – специально карманного размера, чтобы можно было носить с собой и читать в полевых условиях:
Но больше всего поразили старинные печки, оставшиеся в наследство библиотеке от существовавшего на этом месте доходного дома.
Например, эта – выполнена по эскизу берлинского художника Пауля Обста, облицовка изготовлена в Финляндии в 1890-1910 годах:
Другие, не менее замечательные:
Окончилась наша ночь ровно в 6 утра прогулкой по тихому и почти безлюдному проспекту:
Даже кофе в прикуску с яблоком не спасало от навалившегося желания спать:
Итоги: общее количество нами посещенных музеев в эту Ночь – 10. Использование транспорта между музеями: метро – 2 раза, музейный автобус – 1 раз. Все остальные переходы совершались пешком.
Посетили музеи в эту Ночь в Санкт- Петербурге более 100 000 человек .
Комментариев нет:
Отправить комментарий