среда, 12 июля 2017 г.

Ночь Музеев 2012

Май, 2012 год.

Началось все в далеком послевоенном 1946 году, когда множество музеев и музейных организаций решили объединить свои усилия в культурном восстановлении полуразрушенной Европы, и объединились в International Council of Museums, или Международный Совет Музеев (ICOM). Советские власти тоже решили не отставать, и, в 1957 году, по приказу Министра культуры СССР, Советский комитет вступил в Международный совет музеев. ИКОМ тогда еще не
мог и предположить, чем ему это грозит.


В 1977 году в Москве и Ленинграде проходила 11 генеральная конференция ICOM. В состав нашей делегации входила Ирина Александровна Антонова - директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (в те годы еще его научный сотрудник). Ирина Александровна, очевидно, находила ежедневные заседания конференции слишком скучными, и ежегодная рутина икомовской кНочьонференции , погруженная в излишнюю почтительность перед иностранными коллегами сквозь пыльные шторы музейных залов не внушала ей никакого воодушевления. Ее коллеги, уже который день совершенно трезво заседавшие и выслушавшие монотонные доклады на разных языках, перебивавшие свою жажду Нарзаном, были с ней единодушны. Надо было что-то срочно предпринять. И Ирина Александровна, предварительно выпив два литра газировки, посреди загоризонтных погружений в высокие музейные материи, выдала.
А давайте, предложила Ирина Александровна, сделаем особый праздник музеев, на который все могут ходить в музеи совершенно нахаляву. И чтобы все музеи на каждом таком ежегодном празднике следовали единой теме. И чтобы в Эрмитаже можно было спать на любой кровати всем желающим. И чтобы выставки в Третьяковке заменили детскими рисунками. И чтобы... Нет, двух последних пунктов, скорее всего, не было, т.к. спаивать иностранные делегации не очень приветствовалось, но с 1977 года международный День Музеев начал быть, - хотя, чтобы воплотить основные идеи этого праздника, потребовались многие годы.
В 1997 году, в противовес рейв-движению и тоннам заглатываемого экстези, ответственная культурная часть немецкого населения решила организовать Die Lange Nacht der Museen: музеи стали открыты и вечером, и глубоко ночью. Проход во все музеи осуществлялся по единому билету, а между музеями курсировал бесплатный транспорт. Организовывались особые, уникальные выставки и театральные представления.
Через два года идею подхватила Франция, а через четыре года в акции участвовали 39 стран Европы и Америки. Сейчас <Ночь музеев> - самый масштабный международный музейный праздник, в течение которого музеи посещает невероятное количество посетителей. На выходных музейной ночи 2012 в Москве было открыто 188 музеев и выставочных галерей, их посетило около 900 000 человек, - и это только по предварительным подсчетам. В Санкт-Петербурге, по начальной оценке, участвовавших 75 музеев посетило более 100 000 человек.
Больший музеепоток в Москве вероятно, связан с тем, что в эту ночь метро в Москве обычно работает по особому продленному графику (это вообще часто бывает на праздники в Москве), в Санкт-Петербурге - по обычному.
Автобусные маршруты в Петербурге и Москве тоже различались: в первопрестольной музеев было открыто более чем в два раза больше, а маршрутов меньше, и останавливались автобусы не у самих музеев, а в определенных секторах, когда как петербургские автобусы останавливались почти рядом с каждым. Но в Москве ночью не разводят мосты, а в Питере после разводки во многие петербургские музеи просто не попасть, если оказался не в той части города.

В эту петербургскую <Ночь музеев> музейные бесплатные автобусы ходили достаточно быстро и оперативно, особенно ночью. Особых очередей на автобусы не было, и можно было достаточно быстро попасть в самые удаленные музеи, идея посетить которые в обычное время в голову не приходила. На каждой музейной остановке висела табличка с маршрутом:



Хотя, наполненная весенним солнцем, окрашивающим здания в теплые оранжевые оттенки погода располагала к прогулкам, и если желаемый музей располагался недалеко от прежде посещенного, то возникало естественное желание пройтись пешком



Повсюду: в городском транспорте, на улице, общепите встречались люди, изучающие синие буклеты, которые традиционно прилагались к единым билетам. Даже если составляешь маршрут музеев заранее, то невозможно удержаться от желания его пролистать




Наш маршрут выныривал из метро где-то к 18:00, ко времени начала Ночи, и направлялся к музею городской скульптуры. Хотелось побывать на экскурсиях по склепам 18-го века и мастеров искусств. Возле кассы, стоявшей рядом с входом в склепы, стояла бабушка, обрадовавшая нас новостью, что <единых билетов тут не продают, и слава Богу>. Потом последовал совет отправиться за билетами в театральные кассы возле Гостиного двора, <да и погода хорошая>. Правда, советчики почему-то забыли упомянуть, что по пути к Гостиному двору располагается еще несколько музеев, а прямо возле Александро-Невской Лавры есть экспозиционный зал этого же музея городской скульптуры, в котором тоже есть касса. И единые билеты в этой кассе все-таки оказались (а сколько людей, не знакомых с местностью, были отправлены топать к гостинке по этому совету?).



После приобретения билетов, через несколько минут ожидания началась экскурсия по некрополю 18-го века. Нас решили ознакомить с теми памятниками, о которых в обычные дни ничего не рассказывается. Миф о том, что экскурсии в <Ночь музеев> - быстрые и только ознакомительные, развеялся после почти двух часов непрерывного рассказа , когда мозг уже отказывался переваривать такое количество имен и дат с историями и описаниями, по большей части ему не известными. Нам посулили еще одну экскурсию по склепу мастеров искусств, а после нее, в склепе 18-го века обещал возникнуть какой-то известный автор книг по всяческим историческим кладбищам и памятникам (все закивали головами, что
безусловно знают автора), и проведет еще одну экскурсию. Оставаться еще на энное количество часов на кладбище желания уже не было, и в завершение мы самостоятельно прогулялись по склепу мастеров искусств и послушали несколько композиций арфовой музыки



После чего направились к музею городского электрического транспорта.
Недалеко от музея, после десятиминутного ожидания нас усадили в весело-яркий громыхающий ретро-трамвай, и повезли по Среднему проспекту, далее завернув в старый трамвайный парк, где и располагается музей



Трамвай въехал в депо, высаживающихся пассажиров поделили на группы, и каждую группу прикрепили к своему экскурсоводу. Экскурсовод заводил всех в каждый трамвай и троллейбус, и вел рассказ изнутри - мы были его <пассажирами> ) Каждый экспонат в музее - полностью в рабочем состоянии, что постоянно демонстрировались их включенными двигателями. После экскурсии на этом же трамвае нас из музея увезли



Между прочим, детей, которые имели право бесплатного проезда в трамваях, ранее определяли просто: по этой отметке. Я такого уже не помнил :)





В музее Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом) всех желающих пытались научить танцам и этикету 19-го века, а красивый баритон исполнял романсы. В залах проходил квест по оригинальным литературным экспонатам музея. Многие сосредоточенно бегали с листками бумаги по залам и что-то скрупулезно записывали.







В музее почвоведения им. В.В.Докучаева быстро подхвативший собравшуюся группу голосистый экскурсовод поведал о том, на каких почвах строился Петербург, демонстрируя все это на экспонатах. Правда, лично меня привлекли экспонаты совсем другие





Как известно, многие музеи в эту ежегодную ночь организовывают концертные и театральные программы, и музей почвоведения тут тоже не был исключением



Переходя Благовещенский мост, можно было видеть фейерверк: за ночь он вспыхивал неоднократно, красиво разукрашивая Неву





Экскурсию в особняке Румянцева проводили не только обычные экскурсоводы, но и аутентично одетые актеры. В каждом зале поджидало что-то интересное, были конкурсы и розыгрыши, был даже наполнявший весь особняк ароматом бесплатный кофе, за которым стояла очередь, быстро отбившая желание испить халявы



Музей <Республика кошек> огорчил. Уже подходя к входу, можно было слышать возмущенные возгласы и видеть толпу, которая, потеряв форму правильной очереди, кучкой толпилась с явно революционным настроем, выплеснуть который, видимо, мешало только непреклонно увеличивающееся желание спать. Сотрудники музея с упорством ацтекских оракулов старались перекричать сон и ночь, убеждая окружающих в том, что музей набит посетителями под завязку, и бедные коты
олучают чудовищный стресс, и что посещений в музей больше не будет.
Оракулы обменяли писк сканера штрих-кода на бесплатный пропуск в музей, - пообещали пустить бесплатно ночью с 1 по 30 июня. Но к чему было размещать информацию о том, что открыты до 6 утра? Бесплатный пропуск вовсе не утешал. Это ведь не неожиданный форс-мажор, это можно было предвидеть. Явный просчет ответственных за организацию.



Далее мы зашли в Манеж, который наполнился странной выставкой <Хочу в Гатчину!> и засыпающей молодежью, вид которой был не менее сюрреалистичен, чем сама выставка. Ее наполненность была сонной и
сомнамбулической, у входа большой экран и демонстрировал что-то невнятное,
за ним стоял танцпол с крутящимися прожекторами, а далее было несколько экспонатов из
гатчинских музеев. На стульях , креслах
расположились засыпающие , целующиеся, пьющие кофе, высматривающие что-то на карте города из буклета люди. Никто в Гатчину явно не хотел. А потом на танцполе образовалась какая-то труппа заезжего балета в кроссовках, и начала демонстрировать пируэты. Было весело:) Только какая именно тут тайна зарыта, и где - не ясно.



Нам надоело ходить пешком, и мы решили воспользоваться бесплатным автобусом. Он быстро довез нас до музея Военно-Медицинской Академии, в холле которого посетителей встречали странные приветливые одноцветные создания. Организаторы явно предвидели, что музей будет использоваться глубоко ночью желающими проснуться посредством щекотания нервной системы. В одном из выставочных залов лежал труп. Табличка у входа в зал предупреждала, что детей в этот зал нельзя. Хотя и взрослые не все выдерживали.



Была также фотовыставка, посвященная военной медицине на примере чеченской кампании, экспозиция,
посвященная немецким концлагерям во ВВОВ , скелеты с косами, разные
человеческие части тела - в общем, все, наводящее инфернальный ужас. В конце
посетителей радовали лицезрением энцефалитных клещей в микроскоп. Сезон, не
расслабляйтесь







Автобус отвез обратно к Исаакию, где мы пересели на другой маршрут, который доставил наши уже уставшие тела к усадьбе княгини Дашковой. Мы порадовались за первую женщину - президента Академии Наук, за большой толковый словарь Академии Российской, и пожелали скорейшего восстановления усадьбе, вокруг которой нас водил бодрый, вовсе не желающий спать экскурсовод.





По этой же ветке доехали до музея <Нарвская застава>. Внутрь Нарвских ворот можно попасть, взобравшись по узкой винтовой лестнице, и свободно пострелять в тире. Никогда вы не увидите работающий тир в Нарвских воротах в 5 утра.



Во многих музеях можно оставить отзыв



Надеюсь, когда-нибудь в "Ночь музеев" метро в Питере будет работать где-нибудь хотя бы до трех ночи :) Но лучше, разумеется, до утра.

До встречи в "Ночь музеев" 2013!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Любовь и влюбленность.

  «Любовь — это когда хочешь переживать с кем-то все четыре времени года. Когда хочешь бежать с кем-то от весенней грозы под усыпанную цвет...