пятница, 16 октября 2020 г.

Любовь и влюбленность.

 «Любовь — это когда хочешь переживать с кем-то все четыре времени года. Когда хочешь бежать с кем-то от весенней грозы под усыпанную цветами сирень, а летом собирать ягоды и купаться в реке. Осенью вместе варить варенье и заклеивать окна от холода. Зимой — помогать пережить насморк и долгие вечера»

Рэй Брэдбери, "Вино из одуванчиков"
 
Она живет на нагретых прямыми лучами летнего солнца скалах – древних габбро-диабазах и долеритах, остатках красочного плейстоцена. Появляется там,  - но, кажется, была там всегда, как и эти теплые камни. Прикосновениями ползет между лопатками по главной последовательности, загорается ночью Сириусом, который виден даже в белую ночь чуть ниже Пояса Ориона. Ждет в кривых старинных улицах, под окнами, которые, скорее всего, видели ее сотни раз, но всегда новой. И цвет у нее - такой, кажется, знакомый. Фиолетовый, синий, и немного зеленый. 
Она ставит в тупик любого эволюционного психолога своей хаотичностью, и эта беспорядочность часто порождает брожение в головах.
В «Google» чаще всего встречается слово «love» — более двух миллиардов запросов, а сотни миллионов запросов приходятся на слова «Liebe» и «amour». Любовь стала широким понятием, объединяющим разные подмножества. В  английском языке даже  отсутствует отдельное обозначение влюбленности — люди сразу «падают в любовь» — fall in love.

Но для того, чтобы понять ее, нужно учиться разделять ее стадии и состояния.  Американский антрополог Элен Фишер выделяет в любви три компонента: вожделение, притяжение  и единение.  Вероятно, словом «притяжение» Фишер понимает то, что принято называет влюбленностью. Единение – это феномен, который у людей принято называть связью. Но в терминах Фишер не понятно, что такое любовь  – это сумма перечисленных частей, или это перечисление этапов ее развития?
С биохимической точки зрения  между влечением и влюбленностью есть связь, но оценивать эту связь надо очень осторожно, ибо в реальной жизни — вне катушки магнитно-резонансного томографа — влечение и влюбленность не обязательно связаны друг с другом. Если влюбленность прекрасно сочетается с половым влечением, то обратное верно отнюдь не всегда. В противном случае любители порнографии постоянно находились бы в состоянии влюбленности.
Когда мы влюбляемся, то влюбленность является значительно более устойчивой, чем влечение. Влечение колеблется вокруг точки баланса, а разброс в «значениях» влюбленности не такой большой. Но влюбленность придает влечению огромную энергию, как ракетный ускоритель. Так что влечение и влюбленность — не одно и то же.
В эволюционной теории и в биологии нужность влечения и влюбленности объясняется достаточно просто, хотя никогда — исчерпывающе. Но как дело обстоит с любовью? Маститые биологи лишь пожимают плечами или недовольно сдвигают брови, когда им приходится говорить о любви.
Не смотря на то, что влюбленность и влечение — не одно и то же, проявление влюбленности на ранней стадии довольно легко можно назвать влечением, но довольно сильным. Кажется, что оно влечение стало «выше нормы», перешло границы. Мир приобретает особые краски, и даже простые, тривиальные вещи становятся особенными. Но, главное, — становится особенным человек, к которому испытываешь чувства.
Первая стадия — довольно эгоистичная, и связана с нужностью присутствия человека в поле, получения от него наслаждения. 
А вот вторая стадия — это трансляция, перенос. Это объединение сильного физиологического влечения с целым комплексом эмоций и чувств,  перенос части своего эго на другого человека. Это когда я идентифицируется с другим. В этом случае чувство выходит уже за собственные границы и становятся не такими эгоистичным, и поэтому при своей незрелости (до зрелых чувств тут еще далеко) позволяет личности расти, прокачиваться, наращивать внутренние резервы.
Эту стадию можно назвать «крайней» стадией влюбленности, но по сути  — это уже нормальная человеческая любовь, и она сама по себе становится более зрелой, если человек использует этот ресурс для роста, и  искренне, самозабвенно, и, главное, взаимно сливается с любимым. Так что сказать на этой стадии: «Я люблю тебя» — не соврать ни сколько.
И третья стадия — это стадия такого слияния с человеком, которая характерезуется  отчуждением собственной части. Это, в буквальном смысле — подарить часть себя другому. Не сдать в аренду, не сдать на условиях оплаты, а отдать в дар, с правом распоряжаться.
Во фразе «настоящая любовь» — уже расшифровка. Настоящая — значит та, которая по-настоящему существует. Настоящая — та, реальность которой осознана.
Так как любовь — это чувство с обратной связью, то настоящая любовь — та, которая взаимна. Она может быть сильной, очень сильной когда взаимна, но когда взаимность уходит, то любовь автоматически уменьшается.  Поэтому два взрослых человека могут любить друг друга крепко, даже всю жизнь, но бывают ситуации, когда любовь одного уходит — это рушит все, как карточный домик, и любовь отпустит второго.
Это неизбежно при хорошо отлаженном контроле.  Если контроль не отлажен, работает плохо, то человек начинает испытывать «невзаимную любовь», которая на деле любовью не является, а представляешь из себя зависимость. Как это происходит? Человек с плохим контролем, чтобы избежать стресса, начинает выдумывать взаимность  и жить в воображаемом мире, как наркоман. А наркотик, первоначально дававший некоторую эйфорию, начинает разрушать его жизнь.
Иногда саму любовь называют наркотиком. Нет, любовь - это не наркотик, а огромная жизненная сила. Наркотиком является иллюзия любви. 
Даже для обычного влечения нужна пища, нужен стимул. Так устроен наш мозг — без пищи он не работает. Для влечения человеку нужно знать, что его хотят.  Если влечение взаимно, то результат есть, а если нет, то влечение падает. Падает неизбежно, только если человек не начинает сам себе выдумывать результат. Любовь без взаимности растет точно также — превращаясь в иллюзию. Сама по себе любовь — иррациональное чувство, но аддикты оборачивают его еще и в толстый-толстый слой шоколада своих собственных галлюцинаций. Такая смесь это  — яд, и ничего хорошего она человеку дать не может.
Даже поэтичный В. Леви ерничал: «У меня была пациентка, которую любящий муж так замучил своей «любовью», что ее рвало, в прямом смысле слова, когда они ложились вместе в постель. Причем ни она, ни он даже не подозревали, в чем же причина. Думали, у нее с желудком проблемы»
Каков верный признак настоящей любви (вне зависимости от того, на какой она стадии)? Любовь , которая существует — пытается быть сбалансированной. Идеальный баланс — это как идеальный газ, нужен лишь для решения умозрительных моделей в физике, его в реальности не существует и существовать не может.  


Отношения людей, даже если они устойчивы и прекрасны, никогда не держатся вокруг одной точки. Они все время колеблются: то становятся сбалансированными, то улетают в обоюдное охлаждеине, то в неободюное охлаждение (когда один хочет, а другой — нет), причем эти роли могут меняться в паре.  Это — совершенно нормальные отношения, при условии, что такие колебания  — небольшие. Вокруг точки баланса! И чем лучше люди умеют держать эти колебания в небольших значениях — тем стабильные отношения, и тем крепче у них любовь.
Такие чувства действительно очень прочны,  потому что если два человека полюбили друг друга одинаково сильно, и их отношения развиваются в балансе, дальше они привяжутся друг к другу еще больше. В  любви личности растут и получают ценнейший опыт.  
Возможно, один из самых ценных, которые только могут быть.

Любовь и влюбленность.

  «Любовь — это когда хочешь переживать с кем-то все четыре времени года. Когда хочешь бежать с кем-то от весенней грозы под усыпанную цвет...